StatSoft
StatSoft

 

Анализ анкет в контроле качества

Опрос Руководства

Эффективным способом определения стремления руководства высшего и среднего, а на небольшом предприятии и низшего звена к повышению эффективности деятельности предприятия является опрос руководящего состава.

Для опроса можно рекомендовать 10 вопросов о деятельности предприятия, ответ на которые просить дать оценку по десятибальной шкале: а) существующие положения, б) положения, которое должно быть, и в) уровня значимости данного вопроса. Такими вопросами могут быть прежде всего:

  1. Насколько хорошо взаимодействуют исполнители?
  2. Насколько хорошо взаимодействуют подразделения?
  3. Насколько хорошо обслуживание подразделений?
  4. Насколько руководство заботится о качестве труда?
  5. Насколько работники заботятся о качестве своей работы?
  6. Насколько высок моральный дух служащих и рабочих?
  7. Насколько высока производительность труда служащих и рабочих?
  8. Насколько хорошо организован труд служащих и рабочих?
  9. Насколько хорош обмен информацией между исполнителями?
  10. Насколько хорош обмен информацией между подразделениями?

Эффективность опроса хависит от откровенности, поэтому он должен быть конфиденциальным. Для обощения и анализа данных может потребоваться сторонняя организация.

При анализе данных опроса следует обращать внимание на два фактора:

  • Уровень оценки текущего положения дел, помогающий определить степень необходимости улучшений.
  • Разность между оценками текущего и желаемого положения дел. Наилучшим является является совпадение оценок.

Обучение по вопросам качества руководителей среднего звена

Руководителей среднего звена нужно обучать по отдельной программе, поскольку они должны сыграть особую роль, как ответственные за подготовку руководителей низшего звена. Они должны лучше всех остальных понимать принципы применения методов повышения качества, коллективного управления и процесса улучшения работы.

Руководители каждого из функцияональных подразделений обучаются по особой программе. Содержание вводного курса должно быть таким же, как и для высших управляющих, но необходимо обеспечить более детальную проработку методов решения проблем, регулирования процессов, методологии коллективного управления и процесса улучшения работы, перехода к превентивному стилю руководства и внедрения концепции бездефектного труда. Курс должен включать разбор конкретных хозяйственных ситуаций и деловые игры.

В начале вводного курса обучаемым целесообразно предложить заполнить анкету, пример которой с правильными ответами и комментариями приведен ниже. В конце курса анкетирование следует повторить, каждый вопрос должен быть подвергнут анализу и обсуждению. Это показывает обучаемым, как изменились их убеждения в результате прохождения вводного курса.

Ответы на вопросы анкеты даются в форме утверждения или отрицания:

  1. Служба обеспечения качества несет ответственность за качество продукции, услуг, предлагаемых фирмой. - Нет
    Задача службы обеспечения качества заключается в определении степени соответствия качества изготовляемой продукции предъявляемым требованиям и в информировании об этом руководства и тех лиц, которые могут принять меры по исправлению положения.
  2. Все допускают ошибки, и это должно учитываться при установлении стандарта трудовой деятельности - Нет.
    Стандартом должна быть бездефектная работа. Стандарт, допускающий ошибки, приводит к их возникновению. Означает ли это, что любую работу можно выполнить без ошибок? - Нет. Случаи, когда процесс, в котором принимает участие работник, не обеспечивает бездефектную работу, должны быть выявлены и устранены руководством.
  3. Лучше выполнить работу с некоторыми погрешностями, чем выполнить ее идеально, но с опозданием. - Нет.
    Всегда лучше выполнять работу правильно, чем переделывать ее позднее.
  4. Рядовые работники являются причиной большинства ошибок и дефектов. - Нет.
    Часто только 15% проблем можно отнести на счет рядовых работников. Остальные 85% связаны с работой руководства.
  5. Руководство должно стимулировать персонал к выполнению доброкачественной работы.- Нет.
    Большинство работников начинают свой первый рабочий день, полные воодушевления и энтузиазма. Руководству не нужно расхолаживать их.
  6. Большинство ошибок вызывается отсутствием знаний и невнимательным отношением к работе. - Да.
    Большинство проблем объясняются этими двумя основными причинами.
  7. Качество изделия - это соответствие требованиям конструкторской документации. - Нет.
    Качество - это нечто, удовлетворяющее ожидание потребителей тогда, когда это им необходимо, и предоставленное по цене, которую они в состоянии заплатить. Документация может отражать, а может и не отражать истинные ожидания потребителей.
  8. На нашем предприятии обеспечению качества придается большее значение, чем снижению издержек производства. - Да.
    В конечном итоге будет получена продукция с оптимальной ценой, еслиобеспечение ее качества станет задачей номер один. Это не только позволит выпускать больше изделий с меньшими затратами, но и потребители будут готовы платить больше за продукцию, потому что больше уверены в ней.
  9. Обеспечение качества продукции важнее выполнения плана. - Да.
    Всегда уходит больше времени, сил и средств на переделывание работы, чем ушло бы на правильное выполнение работы с самого начала.
  10. На нашем предприятии имеется система учета издержек вследствии низкого качества продукции. - Да.
    Если такой системы нет, ее нужно создать. Часто персонал мало знает о системе учета издержек вследствие низкого качества и о том, как ее нужно использовать. Процесс обучения и должен решить эту проблему.
  11. Наилучшим критерием совершенствования является сокращение числа ошибок. - Нет.
    Действительным критерием совершенствования является сокращение издержек вследствие низкого качества.
  12. Качество результатов моего труда можно измерить. - Да.
    Можно измерить результаты труда каждого подразделения и каждого работника, в том числе можно и нужно проводить измерения результатов работы служащих, работников вспомогательных подразделений. Для этого достаточно определить, какой объем работы идет на создание добавленной стоимости, а затем измерить, насколько эффективно создается эта стоимость.
  13. Наилучшей системой управления является система предотвращения ошибок. - Да.
    Прибыль на средства, вложенные в профилактику ошибок, может доходить до 50000%. Важнейщий перелом в организации, на предприятии происходит, когда руководство перестает устранять проблемы и начинает их предотвращать.
  14. Процесс улучшения работы - это программа стимулирования работников и руководства к сокращению ошибок. - Нет.
    Процесс улучшение работы - это не программа стимулирования, а обновления организации. Программы обычно осуществляются в определнный календарный период, а затем теряют свою действенность. Процесс же улучшения деятельности должен стать частью системы хозяйствования.
  15. Коллективное управление выгодно руководителю низшего звена. - Да.
    Позволяя рядовым работникам принимать больше решений в отношении своей работы и брать на себя больше ответственности, мы освобождаем руководителй для выполнения более важных заданий и принятия дополнительных обязательств, что способствует решению крупных задач.

наверх