|
|
Новая политика стопроцентного качества |
|||||||||||||||
Известная американская фирма IBM, используя большей частью японский опыт, стала проводить, начиная с 80-х годов, политику 100%-го уровня качества. В результате этой политики в 90-х годах контракты Министерства обороны СШа на разработку и поставку суперкомпьютеров неизменно достаются этой компании. В основе политики, обеспечивающей стопроцентное качества, лежит известное соотношение затрат, связанных с обеспечением качества: необходимые затраты возрастают на порядок с каждым этапом продвижения от проектирования к производству, установке оборудования, а затем к его эксплуатации. То есть если предотвращение или устранение ошибки на стадии проектирования стоит 1000 рублей, то на стадии производства оно обойдется в 10 тыс. рублей, на стадии монтажа и наладки у заказчика - 100 тыс. рублей, в процессе эксплуатации оно будет стоить 1 млн. рублей, если вообще окажется возможным. Исследования издержек по обеспечению качества в отечественном машиностроении приводят к аналогичным результатам. Они иллюстрируются данными, которые представлены в таблице:
Таблица
1. Результаты исследования
Тактический подход к качеству во многом определяется видом производства и выпускаемой продукции, соотношением спроса и предложения, конкурентной борьбой основных производителей данной продукции. В соответствии с этим изыскиваются пути и средства достижения заданного уровня качества. С другой стороны, стратегия в достижении качества по ряду направлений становится универсальной. Например, крупнейшие американские компании (IBM, Hewlett-Pakkard, General Motors и т.д.) разработали единые для них десять основных направлений в области управления качеством:
Эти направления отражают суть организационно-экономических основ управления качеством.
|