StatSoft
StatSoft

 

Новая политика стопроцентного качества

Известная американская фирма IBM, используя большей частью японский опыт, стала проводить, начиная с 80-х годов, политику 100%-го уровня качества. В результате этой политики в 90-х годах контракты Министерства обороны СШа на разработку и поставку суперкомпьютеров неизменно достаются этой компании.

В основе политики, обеспечивающей стопроцентное качества, лежит известное соотношение затрат, связанных с обеспечением качества: необходимые затраты возрастают на порядок с каждым этапом продвижения от проектирования к производству, установке оборудования, а затем к его эксплуатации. То есть если предотвращение или устранение ошибки на стадии проектирования стоит 1000 рублей, то на стадии производства оно обойдется в 10 тыс. рублей, на стадии монтажа и наладки у заказчика - 100 тыс. рублей, в процессе эксплуатации оно будет стоить 1 млн. рублей, если вообще окажется возможным.

Исследования издержек по обеспечению качества в отечественном машиностроении приводят к аналогичным результатам. Они иллюстрируются данными, которые представлены в таблице:

Этап жизни изделия Доля в суммарных затратах (в %) Влияние этапа на суммарные затраты (в %)
Исследования и разработка
1-6
60-80
Производство
40-45
5-10
Доведение до ввода в эксплуатацию
5-15
20-30
Эксплуатация
40-54
15-25
Таблица 1. Результаты исследования

Тактический подход к качеству во многом определяется видом производства и выпускаемой продукции, соотношением спроса и предложения, конкурентной борьбой основных производителей данной продукции. В соответствии с этим изыскиваются пути и средства достижения заданного уровня качества. С другой стороны, стратегия в достижении качества по ряду направлений становится универсальной.

Например, крупнейшие американские компании (IBM, Hewlett-Pakkard, General Motors и т.д.) разработали единые для них десять основных направлений в области управления качеством:

  1. Достижение заинтересованности руководства высшего звена.
  2. Создание руководящего совета по улучшению качества.
  3. Вовлечение всего руководящего состава.
  4. Обеспечение коллективного участия в повышении качества.
  5. Обеспечение индивидуального участия в повышении качества.
  6. Создание групп совершенствования систем, регулирования процессов.
  7. Более полное вовлечение поставщиков в борьбу за качество.
  8. Меры обеспечения качества функционирования системы управления.
  9. Краткосрочные планы и долгосрочная стратегия улучшения работы.
  10. Создание системы признания заслуг.

Эти направления отражают суть организационно-экономических основ управления качеством.

наверх