Принцип постоянного
улучшения МС ИСО серии 9000:2000
А.В.
Владимирцев, Ю.Ф. Шеханов
Идея
постоянного улучшения деловой активности компаний, процессов, качества
продукции и систем менеджмента качества активно разрабатывалась
начиная с 50-х годов многими специалистами (Фейгенбаумом, Джураном,
Кросби, Демингом, Исикавой, Тагучи и др.). Требования постоянного
улучшения качества, положенные в основу восьмого принципа менеджмента
качества (ISO/IS 9000:2000), подкрепленные процессным подходом и
направленные на удовлетворение заинтересованных сторон (в первую
очередь потребителя), становятся парадигмой. В настоящее время необходимость
постоянного улучшения признана важным средством достижения и сохранения
организацией конкурентоспособности. Улучшение должно быть заложено
в структуру и характер организации, постоянное улучшение должно
стать целью каждого в отдельности и организации в целом.
Сейчас
во многих странах очень подробно разрабатываются практические подходы
к реализации идей постоянного улучшения. Очень интересен подход
к разработке модели постоянного улучшения Школы бизнеса Портсмутского
университета, который учитывает сложившуюся ситуацию в сфере бизнеса
Великобритании [1]. Рассмотрим этот подход в сопоставлении с концепцией
постоянного улучшения, декларированной в МС ИСО серии 9000:2000.
В стандартах
ИСО серии 9000:2000 (ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004) постоянно подчеркивается
необходимость непрерывного улучшения систем менеджмента качества
(СМК). Каковы же основные аспекты постоянного улучшения, приведенные
в МС ИСО серии 9000, ИСО 9001, ИСО 9004 версии 2000 г.
В МС
ИСО 9000:2000 подчеркивается, что:
- одним
из восьми принципов менеджмента качества, определяющих стратегические
цели организации, является постоянное улучшение;
- успешное
функционирование организации может быть результатом внедрения
СМК, которая разработана с учетом принципа постоянного улучшения;
- система
менеджмента качества может обеспечить основу для постоянного улучшения
и удовлетворения потребителей;
- статистические
методы могут применяться для определения изменчивости (вариабельности)
процессов и их результатов, что является основой для постоянного
улучшения СМК.
Назовем
наиболее важные положения по постоянному улучшению в МС ИСО 9001:2000.
- Высшее
руководство должно продемонстрировать свою приверженность к разработке
и улучшению СМК (п. 5.1).
- Высшее
руководство должно обеспечить, чтобы политика в области качества
включала приверженность к выполнению требований и постоянному
улучшению (п. 5.3).
- Высшее
руководство должно обеспечить планирование качества, которое должно
включать постоянное улучшение СМК (п. 5.4.2).
- Результаты
анализа СМК руководством должны включать действия, относящиеся
к улучшению СМК и ее процессов (п. 5.6.3 ).
- Организация
должна определять и своевременно обеспечивать необходимые ресурсы
для внедрения и улучшения процессов СМК (п. 6.1).
- Организация
должна определить, спланировать и внедрить действия по измерению
и контролю, необходимые для обеспечения соответствия и достижения
улучшений (п. 8.1). Это включает определение потребности в использовании
применяемых методов, включая и статистические.
- Организация
должна определять, собирать и анализировать соответствующие данные
по определению пригодности и результативности СМК и выявлению
возможности улучшений (п. 8.4).
- Организация
должна способствовать постоянному улучшению СМК путем внедрения
политики в области качества, результатов аудиторских проверок,
анализа данных, корректирующих и предотвращающих действий и анализа
СМК со стороны руководства (п. 8.5.1).
- Рекомендуется
применение цикла улучшения (Деминга - Шухарта).
В МС ИСО 9004:2000
наряду с тем, что процесс постоянного улучшение должен использоваться
как инструмент для улучшения внутренней эффективности и результативности,
а также для удовлетворения потребителей и других заинтересованных
сторон (п. 8.5.4), в приложении Б описана методология постоянного
улучшения. В последней версии приложение Б озаглавлено не "Методология
постоянного улучшения", а "Процесс постоянного улучшения". В соответствии
с этой методологией существуют два фундаментальных подхода к действиям
по улучшению:
- крупные
"прорывные" проекты улучшения, ведущие к пересмотру существующих
процессов или внедрению новых, обычно осуществляемых многопрофильными
(межфункциональными) группами вне обычных операций;
- пошаговое
постоянное улучшение, проводимое обычными рабочими группами в
пределах существующих процессов.
Рассмотрев
основные положения по постоянному улучшению СМК в рамках МС ИСО
серии 9000:2000, обратимся теперь к модели постоянного улучшения
Школы бизнеса Портсмутского университета.
Для разработки
модели в университете Портсмута были проведены исследования проблем,
связанных с постоянным улучшением, и выполнено тщательное обследование
18 организаций с целью изучения эффективности практики создания
условий для проведения и сохранения улучшения. Организации выбирались
из числа тех, которые демонстрируют активный подход к улучшению
качества и используют либо самооценку, либо активно применяют инструменты
качества.
Модель основывается
на следующих десяти ключевых критериях, которые являются важным
фундаментом, необходимым для создания и поддержания постоянного
улучшения:
- конкретные
обязательства высшего руководства и его активное участие в деятельности
организации, в том числе в области постоянного улучшения;
- эффективное
руководство и конкретные обязательства, демонстрируемые руководителями
на всех уровнях;
- нацеленность
на потребности заинтересованных сторон;
- объединение
деятельности по постоянному улучшению в стратегические цели во
всей организации, за ее пределами и на всех уровнях;
- установление
культуры для постоянного улучшения, способствующей новаторству
и творчеству;
- нацеленность
на процессы, особенно на процессы, критические для качества;
- нацеленность
на работу с персоналом по четырем направлениям: участие персонала
в работе по постоянному улучшению, делегирование полномочий, групповая
работа и создание групп по постоянному улучшению, обучение и повышение
квалификации;
- стандартизация
достижений в рамках документированной СМК;
- создание
системы измерений и обратной связи;
- извлечение
уроков из результата постоянного улучшения.
Модель (схема
1) предлагает простой, но целостный подход, чтобы проанализировать,
присутствуют ли в организации фундаментальные элементы для постоянного
улучшения. Модель обеспечивает не только создание, но и сохранение
улучшения. Она требует приложения усилий, и если таковые отсутствуют,
то независимо от того, насколько хорошо учтены остальные критерии,
долгосрочного улучшения не произойдет.
Сравнивая
модель постоянного улучшения Школы бизнеса Портсмутского университета
с восьмью принципами менеджмента качества (ISO/IS 9000:2000),
можно сделать вывод об общности подходов портсмутской модели и
системы менеджмента качества (восемь принципов ИСО серии 9000:2000).
При этом очевидно, что не только шестой, но и остальные семь принципов
менеджмента качества непосредственно влияют на постоянное улучшение.
Особая роль
в достижении постоянного улучшения может быть отведена седьмому
принципу - принципу принятия решения на основе анализа данных,
который декларирует, в том числе, необходимость широкого применения
методов инжиниринга качества (схема 2).
В соответствии
с МС ИСО 9004:2000, улучшение СМК может быть выполнено с помощью
двух подходов, методы их реализации могут быть следующими:
- подход
стратегического прорыва в улучшении качества, так называемый
"Kayrio", может быть реализован на основе реинжиниринга бизнес-процессов
(Reengineering) [2] с предшествующим бенчмаркингом (Bench-mar-king);
- подход,
основанный на постепенном улучшении качества, так называемый
"Kaizen", в узком смысле может быть решен с использованием традиционных
методов инжиниринга качества.
Методы инжиниринга
качества
Инжиниринг
качества (ИК) - совокупность конкретных "инструментов
качества", используемых для реализации менеджмента качества.
Методологическая основа ИК. Концепция качества: Шухарта;
Деминга; Исикавы; Тагучи; Мицуно и Акао и др. Методы
инжиниринга качества включают:
1. Статистические методы контроля
и управления качеством (Statistical Quality Control (SQC)).
2. Cемь простых инструментов
и семь "новых" инструментов качества:
- контрольный
листок;
- диаграмма
Исикавы;
- диаграмма
Парето;
- гистограмма;
- диаграмма
разброса;
- стратификация;
- контрольные
карты.
|
|
- PDPC;
- диаграмма
сродства;
- древовидная
диаграмма;
- матричная
диаграмма;
- анализ
матричных данных;
- диаграмма
отношений;
- стрелочная
диаграмма.
|
3.
Методы Тагучи.
4. Структурирование функций
качества (Quality Function Deployment (QFD)).
5. Анализ видов и последствий
отказов (Failure Mode and Effect Analysis (FMEA)).
6. Аппарат индексов пригодности
и воспроизводимости.
7. "Шесть сигм" ("Six Sigma").
8. Использование метода "нечеткой
логики" ("Fuzzy Logic") и др.
|
Часть методов
изложена в ИСО 9004-4:1993 (переводимый в рамках работы с новой
версией 2000 г. из стандартов в брошюру). Существует множество подходов,
реализующих идеи инжиниринга качества, среди которых можно выделить
(перечень далеко неполный): методы Тагучи, традиционные DOE, Quality
Function Deployment (Структурирование функций качества (СФК)), "Шесть
сигм" ("Six Sigma") и аппарат индексов пригодности и воспроизводимости;
SQC, в том числе семь простых и семь новых инструментов качества
(ИСО/ТО 10017, QS-9000), FMEA, FTA, POKA-YOKE и др. Особое место
в инжиниринге качества занимают методы Тагучи, которые могут обеспечить
эффективное повышение качества продукции и процессов. Некоторые
основные концепции (методология Тагучи) представлены на схеме 3.
Схема
3
Парадигма постоянного
улучшения, декларируемая проектами МС ИСО серии 9000:2000, обязывает
организации, внедряющие СМК по стандарту ИСО 9001:2000, проводить
мероприятия по постоянному улучшению продукции, процессов, систем.
Известный треугольник Джойнера иллюстрирует условия успешного движения
вперед в области качества по Демингу, а именно:
- научный подход;
- вовлеченность
всего персонала (все - одна команда);
- воспитание
в себе приверженности (одержимости) к качеству. Для российской
специфики треугольник Джойнера, на наш взгляд, можно дополнить
четвертым условием;
- выделение
достаточных ресурсов для развития организации, ее материальной
базы (схема 4).
Схема 4
В заключение
хочется еще раз подчеркнуть,что уже в ближайшее время практика разработки
организациями систем менеджмента качества на базе ИСО 9001:2000
должна будет включать обязательное внедрение методов постоянного
улучшения. Перечисленные в статье подходы, методы инжиниринга качества
в принципе могут способствовать решению проблемы постоянного улучшения,
но только при реальном использовании всех восьми принципов менеджмента
качества как методологической основы построения эффективной и результативной
СМК.
Определенный
опыт использования некоторых из этих методов инжиниринга качества,
так широко применяемых за рубежом, был в прошлом и имеется сейчас
на ряде российских предприятий. Задача состоит в том, чтобы расширить
базу применения современных методов инжиниринга качества на предприятиях
России. Без этого условия внедрение СМК на основе новой версии МС
ИСО 9001:2000 будет практически невозможным.
Список
использованной литературы
- K a y c M.
Building the Foundation for Continuous Improvement // Quality
World. - 2000. - № 1.
- Х а м м е
р М. Реинжиниринг корпораций. - М.: Изд-во стандартов 1997.