Александр Фадин .
Подведение итогов конкурса ПРОФИЛАКТИКА ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПАРОДОНТА - основные проблемы и перспективы, проводимого компанией Colgate-Palmolive
"Я верю, что будущее - за медициной предупредительной…" - сказал когда-то Н.И. Пирогов.
Сейчас эта мысль великого врача не кажется слишком оригинальной, но, к сожалению, не для всех медиков она является основополагающим руководством к действию. Да и убедить пациента в необходимости профилактики удается далеко не всегда.
Хотя всем известно, что профилактика - единственный истинно гуманный раздел стоматологии и медицины в целом. Профилактические программы не приносят физических и моральных страданий пациенту и его родственникам, снижают материальные затраты государства, пациента и стоматолога. Наконец, стоматологическая профилактика и в мире, и тем более в России остается тем сегментом рынка, который растет быстрее всего и является самым перспективным. Возможно, этим руководствовалась компания Colgate-Palmolive, когда в очередной раз объявляла конкурс среди студентов стоматологических вузов и факультетов России на лучшую работу по теме "Профилактика воспалительных заболеваний пародонта - основные проблемы и перспективы".
Такие конкурсы, несомненно, вклад компании Colgate-Palmolive в будущее науки. Ведь профилактика - отдельная наука, и здесь, как и в любой научной дисциплине, нужны новые идеи. Но никакая идея, даже сама революционная, из ничего не рождается, она собирается по крупицам. Такими "крупицами" стали работы участников конкурса. Всего их было 50, и присылали их из самых разных городов России.
Правила участия и оценка результатов
Условия конкурса были достаточно жесткими. К участию в нем допускались студенты российских стоматологических вузов и факультетов, достигшие 18 лет. Не разрешалось использовать материалы чужих научных и диссертационных работ.
Оценка каждой работы в высшей степени авторитетным жюри проводилась по следующим критериям:
- результаты собственных исследований;
- новизна и оригинальность подхода;
- собственная точка зрения;
- применение результатов на практике;
- качество изложения и оформления;
- отзыв о линии продукции Colgate.
Работой жюри руководила профессор Эдит Минасовна Кузьмина, зав. кафедрой профилактики стоматологических заболеваний Московского государственного медико-стоматологического университета, доктор медицинских наук. Вот что она рассказала:
- Наша кафедра сотрудничает с компанией Colgate-Palmolive давно. Мы совместно проводим такие конкурсы ежегодно. Объективности ради, кроме основного жюри, присланные на конкурс работы студентов оценивались и профессорско-преподавательским составом нашей кафедры. В каждой работе мы увидели труд, кусочек души. Но, честно сказать, часть конкурсантов отнеслась к делу довольно небрежно. У других участников присутствовали оригинальные идеи, но суть их была сформулирована неудачно: просто нарисовали некую сказку, как-то очень виртуально, не чувствовалось глубокого проникновения в предмет и большой проделанной научной работы. 15 работ из 50 присланных оказались очень интересными, поэтому отбирать лучшие было действительно трудно.
Итак, конкурс закончился, победители определены, призы вручены. Кстати, призы для победителей - студентов - весьма внушительные: 1 место - $1500, 2 место - $1000, 3 место - $500. Помимо денежных призов компания оплатила проезд победителей конкурса и проживание в гостинице. А все участники конкурса получили подарочные наборы средств гигиены Colgate.
Награждение победителей проходило 17 апреля 2006 года на весенней выставке Dental Salon в Москве.
Первое место
занял Юрий Васильев, студент 4-го курса Московского государственного медико-стоматологического университета. Тема: "Факторы, влияющие на выбор населением лечебно-профилактических паст".
Вот что он нам рассказал: "Тема работы очень актуальна, поскольку на российском рынке представлено огромное количество средств гигиены полости рта (более 1500 наименований), что создает для людей определенные трудности при их выборе.
Моя работа посвящена факторам, определяющим мотивацию пациента при выборе тех или иных средств. В ходе работы сделано пять микроисследований: статистическая обработка более 2000 анкет, собранных в разных стоматологических вузах страны. Далее шла психологическая оценка воздействия цвета и формы упаковки зубной пасты. Для этого было проведено специальное исследование среди московских 15-летних подростков. Мы предложили им зубную пасту, расфасованную в разноцветные тюбики.
Следующий этап - хронометраж рекламы, показываемой на центральных телеканалах России весной и летом 2005 года. Оценка полученных данных показала, что в качестве основного критерия при выборе лечебно-профилактических паст пациенты отмечают именно телевизионную рекламу - более 80 процентов.
Что касается консультаций с врачом-стоматологом, около 60 процентов городских жителей общаются непосредственно со своим лечащим врачом. Другая же группа населения доверяет либо советам своих знакомых, либо предпочитает ориентироваться самостоятельно. При оценке анкет мы смотрели на процент отвечающих из Москвы и из регионов. Выяснилось, что врачи в Москве и Санкт-Петербурге уделяют больше времени разъяснению пациентам мер профилактики. Именно в этих регионах больший процент опрошенных руководствуется советами стоматолога. В других регионах, к сожалению, этот процент достаточно низок.
Основными факторами, влияющими на выбор зубной пасты, являются реклама на телевидении и цветовой дизайн упаковки. В качестве основного вывода можно с уверенностью дать рекомендации стоматологам уделять больше времени информированию пациентов о мерах профилактики и средствах гигиены полости рта".
Второе место
занял Александр Захаров, студент 5-го курса стоматологического факультета Саратовского государственного медицинского университета. Тема: "Метод комплексной профилактики воспалительных заболеваний пародонта".
"Уже несколько лет мы на кафедре стоматологии детского возраста занимаемся разработкой индивидуального капового электрода для комплексной профилактики и лечения воспалительных заболеваний пародонта. (Хотя поначалу этот метод использовался для лечения начальных поражений твердых тканей зуба.)
Было изучено действие этого аппарата в комплексном применении со средствами гигиены компании Colgate-Palmolive именно для лечения и профилактики тканей пародонта. Причем как при ортодонтическом лечении (понятно, что там больше риска возникновения воспалительных процессов в связи с перестройками тканей), так и на начальных стадиях заболевания… Нам были приятно, что компания Colgate объявила свой конкурс по схожей с нашими разработками теме. Этот аппарат уже запатентовали, и в ближайшее время выйдет ряд научных статей о применении метода.
Проведенные на 22 пациентах исследования показали, что этот метод не только способствует ликвидации и стабилизации воспалительных явлений, но и может быть использован для профилактики воспалительных заболеваний, например с помощью аппликаций паст Colgate Herbal, что крайне важно для снижения распространенности этих заболеваний".
Третье место
заняла Елена Киселева, студентка 3-го курса стоматологического факультета Кемеровской государственной медицинской академии. Тема: "Мотивационные аспекты компьютеризированной системы пародонтального зондирования в профилактике воспалительных заболеваний пародонта".
"Есть много методов профилактики заболеваний пародонта, но очень большое значение имеет мотивация пациента. Например, доктор составляет план лечения, описывает профилактические мероприятия. А пациент, не оценив до конца важность лечения, этот план не принимает, откладывает его в долгий ящик… Чтобы переломить ситуацию, мы стали проводить исследования при помощи компьютерной системы пародонтального зондирования. В результате этого исследования для пациента распечатывается карта, где наглядно видны те участки полости рта, на которые необходимо обратить особое внимание: изменения глубины зубо-десневой борозды, образование пародонтальных карманов высвечиваются на ней в виде красных полосочек. То есть сам пациент видит, где у него имеются проблемы и насколько они серьезны. Затем мы расписываем план лечения. Часть пациентов соглашались с этим планом, а часть - просто уходили с этими картами, так и не осознав серьезности своих проблем. Через полгода мы приглашали этих пациентов на повторное обследование, то есть смотрели динамику заболевания, которая обозначалась при помощи стрелок, отмечающих глубину зубодесневой борозды и общего состояния пародонта. Пациенты, не принявшие план лечения, увидели значительные ухудшения - увеличение кровоточивости, значительное углубление пародонтальных карманов. И вот, после повторного обследования, наглядно видя эти изменения, пациент принимал план лечения, потому что своими глазами видел, что происходит в его ротовой полости. Всего мы обследовали 22 человека с применением этой объективной методики". Результат превзошел все ожидания.
Известно, что труд и серьезное отношение к делу обязательно будут вознаграждены. Думается, имена этих молодых ученых мы еще услышим, а медицинская наука обогатится новыми, революционными идеями. А конкурсы, подобные организованному компанией Colgate-Palmolive, конечно, будут продолжаться. Поздравляем победителей!
|