С. А. Лизнард Клинический интерн кафедры стоматологии общей практики и анестезиологии ФПДО МГМСУ (Москва) .
Французские зарисовки
В феврале 2007 года, будучи студенткой пятого курса, я вернулась в Москву после трёхмесячного обучения во Франции, в университете города Ниццы. Эта стажировка проходила в рамках межуниверситетского соглашения между МГМСУ и университетом Ницца – София–Антиполис (Nice – Sofia–Antipolis).
Я училась вместе со студентами пятого курса стоматологического факультета. Во Франции обучение специальности врач-стоматолог длится шесть лет.
На первом курсе учатся вместе все, кто подал заявления на медицинский факультет. Они изучают биологию, физику, химию, биохимию – все фундаментальные науки. В конце первого курса проходит довольно сложный экзамен с большим конкурсом (по 8–10 человек на место) и по количеству набранных баллов студенты имеют право выбрать факультет для продолжения обучения. Студенты с самыми высокими баллами имеют право идти на лечебный факультет; следующий в рейтинге баллов – стоматологический факультет. Те студенты, которые не набрали достаточного количества баллов и для стоматологии, могут выбрать специальность «kinesitherapeute» (массажист, лечебная физкультура). Если же студент и вовсе провалился, то он имеет право повторить ещё раз обучение на первом курсе, но если он не сдаст экзамен и во второй раз, то ему запрещается поступать на любой медицинский факультет во всей Франции.
На каждом курсе стоматологического факультета учатся 25–30 студентов – только те, кто прошел жесткий отбор по окончании первого курса. На втором и третьем курсах студенты-стоматологи работают на фантомах, отрабатывают все те навыки, которые понадобятся во время врачебной практики. В начале второго курса университет дарит каждому студенту чемоданчик со стоматологическими инструментами, различными массами, пастами для работы на фантомах. Они препарируют зубы под коронки, снимают оттиски, изготавливают протезы, занимаются эндодонтией – и все это на пластмассовых зубах. Вообще фантомы представляют собой пластмассовые головы со сменными пластинами – «челюстями», на которых крепятся «альвеолярный отросток» с резиновой десной и пластмассовые зубы. И студенты занимают правильное по отношению к пациенту положение уже при работе на фантомах, что, на мой взгляд, очень важно.
А с четвёртого курса они уже принимают пациентов на базах стоматологических отделений городских больниц. Я проходила практику в госпитале Сан–Рок (C.H.U. Saint–Rock). Стоматологическое отделение этой больницы располагает тридцатью пятью боксами. Бокс представляет собой маленький кабинетик, где помещается стоматологическое кресло, дентальный рентгеновский аппарат и компьютер, на котором визуализируется прицельный снимок, а также раковина и столешница для размещения всех необходимых для работы инструментов. Все инструменты высокого качества и предоставляются университетом бесплатно; они стерилизуются и упаковываются каждый в отдельный стерильный пакет. Всё оснащение, материалы и инструментарий в клинике преимущественно французского производства.
Мне представилась возможность перенимать опыт французских специалистов в области реставрационной стоматологии, эндодонтии, пародонтологии, хирургии, имплантологии, стоматологии детского возраста, ортопедии.
Было интересно научиться некоторым методикам, о которых раньше я знала только из книг. Например, обработку каналов зубов при эндодонтическом лечении они проводят классически, а при обтурации каналов отдают предпочтение технике термомеханического уплотнения гуттаперчи с использованием гута-конденсатора (метод предложен McSpadden, 1979). Этой технике меня обучили преподаватели реставрационной стоматологии и эндодонтии Mme Biton (мадам Битон) и Mme Bertrand (мадам Бертран).
Особенно порадовало то, что самых маленьких пациентов стараются уговаривать и мотивируют к лечению зубов и не прибегают к насильственному удержанию в кресле. Педиатры следуют советам психологов, чтобы не «воспитывать» страх к стоматологу с раннего детства. Во время детского приема мне помогала осваиваться Mme Muller (мадам Мюлер).
Что касается ортопедической стоматологии, то студенты, начиная с четвертого курса изготавливают различные протезы, коронки и всю техническую работу выполняют полностью сами в лаборатории. Для того, чтобы перейти на следующий курс, каждый студент помимо успешной сдачи экзаменов должен проделать определённую работу в клинике. Для каждого курса существуют свои нормативы, но, примерно, необходимо сделать 2 полных съёмных протеза, 2 бюгельных протеза, 5–8 одиночных коронок или мостовидные протезы, 30 эндодонтических работ и несколько раз ассистировать при постановке имплантатов, лоскутных операциях, вести детский и пародонтологический приём не менее 4–5 недель. Если студент не выполнил всё, что требуется в практической работе или не сдал экзамен, то он остаётся на повторный год обучения.
Исключительного внимания заслуживает преподавание пародонтологии. Она выделена в отдельную специализацию и чрезвычайно развита. Во время практических занятий по пародонтологии студенты принимают пациентов и осуществляют снятие твердых зубных отложений с помощью ультразвуковых инструментов и кюреток Грейси. А на теоретических занятиях под руководством Dr Charbit (доктор Шарби) мы тренировались в выполнении лоскутных операций, накладывании швов на первоклассных фантомах. Особенно запомнились занятия, когда мы закупили в мясной лавке свиные головы и отрабатывали на них технику выполнения лоскутных операций.
Также я неоднократно ассистировала на операциях по постановке имплантатов, направленной регенерации. Студенты часто ассистируют на операциях по постановке имплантатов, а затем самостоятельно изготавливают коронки.
Два раза в неделю я посещала лекции по различным предметам: терапия, ортодонтия, пародонтология, детская стоматология. Некоторые лекции по эндодонтии читал M Medioni (профессор Этьен Медиони, проректор по работе с иностранными студентами). Особый интерес вызвали лекции, на которые приглашали городских врачей. Они рассказывали о сложностях организации собственного кабинета, взаимоотношениях со страховыми компаниями. На одной из лекций выступали два врача, у которых есть свой кабинет. Она рассказывали, как лучше расставить стоматологические кресла, рентгеновские аппараты, чтобы всё урегулировать с властями; сообщили о рентабельности тех или иных услуг; словом, о том, что нельзя прочитать в учебниках. Эти лекции содержали массу практических советов начинающим специалистам.
За время моей стажировки, два раза на приём к студентам приходили русские пациенты с острой болью, не владеющие французским языком. И тогда моё присутствие было как никогда кстати, я выступала в роли, как переводчицы, так и начинающего специалиста. Было приятно встретить соотечественников и особенно помочь им в такой нелёгкой ситуации.
Хочется отметить ту атмосферу, которая меня там окружала. Все студенты и преподаватели относились ко мне отзывчиво и с большим участием. Внимательно выслушивали мои вопросы и, не уставая, объясняли, рассказывали и показывали те приёмы и методики, которыми пользуются. Но и сами с интересом расспрашивали об особенностях обучения в России. Многие студенты даже мне говорили, что хотели бы съездить в Москву, в наш университет в рамках программы обмена студентами, но их останавливает незнание русского языка.
Естественно, как и студенты всего мира, французские студенты умеют не только учиться, но и развлекаться. В конце ноября традиционно студенты-стоматологи пятого курса устраивают ралли для всех студентов и преподавателей своего факультета. Все желающие создают команды из пяти – шести человек. Пятикурсники придумывают задания, викторины, эстафеты, которые необходимо выполнять в различных местах города. Каждая команда перемещается от одной остановки к другой на автомобиле, так что в день ралли в городе можно встретить и легко узнать машины участников. Команды состояли как из студентов четвертого, шестого курсов, так и из преподавателей. А вечером все отправились в ресторан на берегу моря подводить итоги и праздновать победу одной из команд. Однако проигравшим себя в любом случае никто не чувствовал.
Во время моего пребывания в Ницце на наш курс вернулись несколько студентов со стажировок из Канады и из Австрии, а также мне на смену приехала студентка из Бразилии. А этим летом в Москву на каникулы приехала одна из студенток, с которой я вместе училась в Ницце. Она осталась в восторге от Москвы, Кремля и накупила матрёшек для всех своих друзей.
Я очень рада, что мне представилась возможность не только наблюдать за работой специалистов, но и на практике применять все полученные знания. А особенно приятно поддерживать дружеские отношения со многими студентами, с кем я проучилась 3 месяца. Такие поездки значительно расширяют кругозор в профессиональной деятельности и дарят массу впечатлений.
|
|
|
Специальные рубрики
Зачем нужна регистрация?
Случайно попав на наш сайт и заинтересовавшись статьями, Вы наверняка столкнулись с тем, что доступ к некоторым из них ограничен для незарегистрированных пользователей.
Это сделано не случайно. На страницах нашего интернет-издания мы попытались сделать подборку материалов, ориентированных на нужды и интересы профессионалов нашей области. Собрать вместе коллег из разных городов и предложить им место для общения, выражения собственного мнения,
дискуссий и отдыха - такова задача нашего портала. Поэтому регистрация направлена не на ограничение доступа и не на сбор e-mail адресов для спаммерских рассылок, а наоборот - для формирования нашего профессионального "коммюнити", изучения мнений и информационных потребностей. |