В.Д. Вагнер, профессор кафедры стоматологии ФУВ МОНИКИ, д.м.н.; Б.Ц. Нимаев, врач-стоматолог-хирург ООО Аюр-Дент, к.м.н. .
Стоматологические поликлиники и перспективы их развития
Стоматологические поликлиники, созданные в СССР, являются уникальными структурами здравоохранения, аналогов которым в странах Запада не было и нет. Основной целью их организации явилась оптимальная возможность решения многих проблем стоматологии, одной из массовых социально-значимых и трудоемких медицинских подотраслей, путем объединения в одной организации большого числа специалистов разного стоматологического профиля, сосредоточения там сложной стоматологической техники, создания своеобразного "конвейера" по приему больных, облегчения организации и управления при массовой и доступной по стоимости и достаточно качественной стоматологической помощи.
Многолетняя деятельность стоматологических поликлиник в советское время и проведенный нами анализ показали, что кроме явных преимуществ эта форма организации стоматологической помощи имеет и серьезные недостатки: размытость уровня ответственности за больного, трудность составления и реализации плана лечения, длительные сроки лечения, недостаточный механизм преемственности в лечении и профилактике и др.
Несмотря на это, стоматологические поликлиники оказались в условиях планово-бюджетной экономики весьма жизнеспособными структурами здравоохранения на тот период, образовавшими костяк организации стоматологической службы и стоматологической помощи в СССР.
Однако в рыночных условиях, в постсоветский период при большом дефиците бюджетного финансирования, в условиях серьезной конкуренции со стороны частного сектора стоматологии и повышенной требовательности пациента к качеству стоматологической помощи, его желании лечиться с использованием современного оборудования и по современным технологиям, при оплате многих видов лечения за счет собственных средств, в государственных стоматологических поликлиниках появились сложности организации в работе и трудности в их производственной деятельности.
Не стало хватать средств на зарплату, на замену оборудования, на обучение персонала, на закупку материалов, медикаментов
и т.д.
В создавшихся условиях, а также при слабости централизованного и регионального управления, стоматологические поликлиники были поставлены в сложное положение, когда только новые подходы и инициативы смогли обеспечить их выживание в условиях рынка.
Одной из главных реалий в таком положении оказался поиск дополнительных источников финансирования. Доходы от платных услуг населению, разрешенных Постановлением Правительства РФ "Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" от 13.01.96 № 27 и приказом МЗМП РФ "Об организации работы стоматологических учреждений в новых экономических условиях хозяйствования" от 06.08.96 № 312, в большинстве стоматологических поликлиник в последние 10 - 12 лет составляют 60 - 80% их сметы. Постепенно идет увеличение финансовых потоков за счет средств обязательного и добровольного медицинского страхования при всё уменьшающемся удельном весе бюджетного финансирования.
Однако для успешного функционирования в условиях рынка меняется структура самих стоматологических поликлиник, которая должна быть ориентирована на оказание стоматологических услуг на профессиональном и высоком сервисном уровне. Для этого в составе стоматологических поликлиник уже создаются отделения стоматологии общей практики, в которых работают врачи-стоматологи, имеющие сертификаты по нескольким специальностям, чаще всего по терапевтической, хирургической и ортопедической стоматологии. Вводятся новые адаптированные к задачам должности, разработана отвечающая медицинским и правовым требованиям медицинская документация. Успешную лечебно-профилактическую деятельность обеспечивают службы современного менеджмента и маркетинга, инженерно-техническая служба.
В этих условиях кардинально меняются задачи и функции стоматологических лечебно-профилактических учреждений, но стоматологические поликлиники, как основное составляющее в структуре стоматологической службы, должны сохраниться. Постепенно, а в случае инициативы со стороны государства - усиленными темпами, будет меняться организационно-правовая форма стоматологических поликлиник. На наш взгляд, это подтверждается существующими тенденциями; процесс реформирования будет идти по трем основным направлениям: акционирование, создание автономных некоммерческих организаций, организация крупных объединений стоматологических поликлиник типа холдингов.
Акционирование в большинстве территорий в настоящее время происходит по инициативе органов управления здравоохранением и при их прямом участии в качестве акционеров (например, Новосибирск, Челябинск и др.). В ряде территорий оно уже проводится по инициативе коллективов учреждений (например, Калининград, Тюмень, Тула и др.). Опыт создания в качестве организационно-правовой формы автономной некоммерческой организации (АНО) имеется в Тюмени (городская стоматологическая поликлиника № 1).
В условиях конкуренции будет расширяться необходимость создания сети стоматологических клиник типа холдинга. Подтверждением тому могут служить уже существующие сети - "Мастердент", "Дента-Вита" и "Дента-эль" в Москве, "Омдент" в Омске, "Центродент" в Калининграде, "Стоматологическая практика" в Челябинске. В Санкт-Петербурге создана ассоциация стоматологических клиник "Меди".
Однако часть стоматологических поликлиник могут и должны сохранить статус государственного или муниципального учреждения здравоохранения. Это в первую очередь относится к клиническим и детским стоматологическим поликлиникам. Не исключена возможность создания, так называемых, социальных стоматологических поликлиник для оказания помощи декретированным группам населения - пенсионерам, инвалидам и лицам, страдающим социальными болезнями (туберкулез, психические заболевания, эндокринные расстройства и т. д.). Стоматологическая помощь в них должна оказываться за счет средств местных бюджетов в рамках территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемых органами местного самоуправления, или за счет средств обязательного медицинского страхования.
Таким образом, основной объем стоматологической помощи будет оказываться в стоматологических поликлиниках на 10 - 15 рабочих мест, хорошо адаптированных в российском здравоохранении, легко управляемых и оказывающих помощь по всем основным стоматологическим специальностям. Они могут сохранить за собой статус организационно-методических центров стоматологической службы. В этом случае структура стоматологической сети может быть представлена таким образом:
|