А. Плаксина .
Ортодонт, ребенок и его родители - путь к успеху
Количество взрослых ортодонтических пациентов стремительно растет, но все же дети составляют весомую часть всех пациентов.
«Успех ортодонтического лечения детей зависит от сотрудничества в триаде врач-пациент-родители». (Персин Л.С.)
Отношения между врачом и пациентом являются основой любой лечебной деятельности, но в отличие от других видов стоматологических услуг ортодонтия требует длительной и ежедневной работы пациента. Поэтому от регулярности и правильности выполнения рекомендаций врача зависит качество лечения и его исход, так как пациент должен самостоятельно пользоваться ортодонтической техникой, регулярно выполнять задания врача, следить за гигиеной полости рта.
Сотрудничество между врачом и пациентом начинается с момента первого прихода пациента в клинику. Чтобы ребенок не боялся, необходимо создать в клинике (кабинете) дружественную атмосферу. Для этого стиль оформления кабинета не должен вызывать у ребенка ощущения медицинского учреждения. Добиться этого помогает художественное оформление клиники: теплые тона красок, аппликации на стенах, игрушки. Первая задача врача – устранить чувство страха, возникающее у ребенка в стоматологическом кабинете. У пациента-ребенка уже при первом контакте положительные эмоции вызывает привлекательный внешний вид врача-ортодонта, доброжелательная улыбка. По данным Корсак Л.В., «психологическая подготовка, особенно подростков, должна предшествовать началу ортодонтического или комплексного лечения зубочелюстных аномалий (ЗЧА) и проводиться для уменьшения психических проявлений при имеющихся морфологических и функциональных нарушениях в зубочелюстно-лицевой области, для осознания пациентом необходимости лечения, преодоления трудностей, связанных с ним, и завершения лечения».
Автором было проведено исследование, чтобы выяснить, как участие родителей и мотивация ребенка влияют на ортодонтическое лечение. Были разработаны отдельные анкеты для детей и их родителей, где были предложены вопросы с вариантами ответов. В исследуемую группу входили дети 9–13 лет, у которых лечение проводилось на несъемной аппаратуре, срок проводимого лечения должен был быть от 4 до 10 месяцев. Анкетирование проводилось анонимно, без присутствия врача-ортодонта, в холлах стоматологических клиник, независимым лицом.
Первым вопросом было изучение причин, которые побудили ребенка/родителей обратиться за установкой брекет-системы. Мы выяснили, что причиной установки брекет-системы в 78% является желание детей иметь красивую улыбку и только в 12% это было желанием родителей. Таким образом, мы видим достаточно высокую мотивацию детей в начале лечения. Но так как ортодонтическое лечение является длительной процедурой, наличия мотивации только на начальном этапе недостаточно. Необходимо поддержание мотивации у ребенка на протяжении всего лечения. Учитывая особенности детской и подростковой психики, дети склоняются к сотрудничеству, если им нравится то, чем они занимаются. Для этого весь процесс ортодонтического лечения должен быть увлекающим и интересным. Врачу необходимо понимать, что, имея высокую мотивацию к ортодонтическому лечению, ребенок лучше выполняет все рекомендации и чувствует на себе ответственность за исход лечения.
Хочется отметить, что на вопрос: «Приятно ли приходить к доктору?» положительный ответ дали только 64% детей. Врачу-ортодонту необходимо работать, учитывая индивидуальные особенности своих пациентов. Для детей важно, когда их старания поощряют морально и психологически.
Согласно рекомендациям Л.С. Персина, ребенка следует вовлекать в процесс лечения, давая ему возможность самостоятельно выбрать цвет пластмассы ортодонтического аппарата, цвет резиновых колец, а также цвет и форму контейнера для ортодонтического аппарата. Другим вариантом постоянной стимуляции ребенка может быть получение подарка после каждого визита к ортодонту или участие в игре на получение очков и зарабатывание, таким образом, приза.
Современные методы лечения и использование новейших материалов позволяют посещать стоматолога-ортодонта 1 раз в 1–2 месяца. Следовательно, достаточно длительный срок вся ответственность за выполнение рекомендаций врача и соблюдение должной гигиены лежит на плечах родителей. Родитель является своего рода проводником врача в домашней среде. Поэтому совершенно необходимо, чтобы родители были полностью информированы, должным образом осведомлены о процессе ортодонтического лечения и контролировали выполнение рекомендаций врача.
По результатам анкетирования выяснилось, что 51% родителей всегда следит за выполнением ребенком рекомендаций врача, хотя эту информацию подтвердили только 27% детей. При этом 12% детей отметили, что их родители совсем не контролировали выполнение указаний врача. Из этого следует, что некоторые родители сообщали неточную информацию.
Для получения лучшего лечебного эффекта следует стремиться вовлекать родителей в проведение лечебного процесса. Для достижения хорошего результата, на прием вместе с ребенком должен ходить тот из родителей, который проводит с ребенком большее количество времени и может контролировать выполнение всех указаний врача. При психологической подготовке детей особое внимание нужно уделять разъяснению детям и их родителям важности сотрудничества с врачом, сущности этапов лечения, влияния вредных привычек (сосание пальцев, закусывание губ и др.) и нарушенных функций зубочелюстной системы на состояние организма.
С началом ортодонтического лечения у пациента – ребенка, подростка или взрослого – формируется новый образ жизни, где немаловажное значение имеет дисциплина, так как пациент должен со всей ответственностью подходить к выполнению всех указаний врача. Известно, что дети и подростки не обладают достаточной самодисциплиной в силу возрастных особенностей. При том, что, по словам родителей, они следят за выполнением рекомендаций ребенком, совершенно недопустимо, что 15% детей чистят зубы «когда они становятся грязными» (см. схему) и 24% используют щетки и ершики «когда вспоминают».
Чтобы процесс лечения привел к ожидаемому результату, необходимо соблюдать регулярность посещений. Однако в исследуемой группе из 33 человек 12 не отменяли визит к врачу (36%), а 21 отменяли (64%). Причины, по которым отменяли визит к врачу, указанные пациентами, были: 62% по болезни, 20% – невозможность уйти с работы, 18% – невозможность уйти из школы.
Врач-ортодонт всегда должен помнить, что еще Фрейд в своих трудах говорил о том, что отмены визитов и опоздания – это так называемые стратегии избегания. Вполне возможно, что дети, выражая протест и нежелание идти к врачу, симулируют болезнь. Возможно, врачу-ортодонту необходимо планировать свое расписание с учетом того, что в утреннее время у пациентов будут возникать сложности с визитами к врачу из-за невозможности пропускать учебу и работу.
Несмотря на высокое развитие лечения на несъемной аппаратуре, некоторые дети испытывают какой-либо дискомфорт и при ответе на вопрос: «Как часто ты испытываешь неудобства из-за брекет-системы?» 79% детей отвечают положительно, поэтому необходимо информировать ребенка о возможных сложностях и готовить родителей оппонировать на жалобы ребенка. В таких ситуациях возрастает роль таких документов, как договор и добровольное информированное согласие об условиях лечения, правильное оформление истории болезни и ознакомление пациента под роспись с правилами и особенностями лечения.
На ортодонтическом приеме врачу приходится встречаться со сложными в психологическом плане пациентами. В этих условиях особое значение приобретает гармоничность личности стоматолога-ортодонта, профилактика его «выгорания» на рабочем месте. Врач должен знать основы педагогики и детской психологии. Также возможно присутствие детского психолога в стоматологических клиниках для разрешения сложных ситуаций и для обучения врачей-ортодонтов.
Для наглядности врач-ортодонт должен проводить беседы с пациентами и их родителями о методах лечения, используя при этом наглядные пособия (брошюры, макеты), показывать и рассказывать об использовании дополнительных приспособлений и убеждать выполнять все рекомендации дома.
Психологическое сопровождение пациентов при получении ортодонтических услуг помогает врачам устанавливать доверительные контакты с пациентами, оказывать релаксирующее, убеждающее и внушающее действие, предупреждать и разрешать конфликты, а также достигать лучших результатов по качеству лечения.
|