ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ
Стоматологический Вестник
На Главную О газете Последние номера Рекламодателям
Профессиональное издание ведущих стоматологов

 Тематический рубрикатор

Стоматология
Обезболивание
Рентгенология
Профилактическая стоматология
Стоматология детского возраста
Терапевтическая стоматология
Парадонтология
Эндодонтия
Эстетические реставрации
Заболевания слизистой
Отбеливание
Хирургическая стоматология
Имплантология
Ортопедическая стоматология
Гнатология
Съемное протезирование
Несъемное протезирование
Компьютер в ортопедии
Ортодонтия
Челюстно-лицевая хирургия
Зуботехническая лаборатория
Зубоврачебные заметки
Другие разделы
Менеджмент
Страхование
Юридические вопросы
Психология
Общественные объединения
Интервью
Это интересно
Производители
Новости, события

TOP 10 статей


  Раздел:   Ортодонтия
 

Стоматология детского возраста
Рубрика: Ортодонтия
Номер: Номер 9
А. Плаксина
.

Ортодонт, ребенок и его родители - путь к успеху

Количество взрослых ортодонтических пациентов стремительно растет, но все же дети составляют весомую часть всех пациентов.
«Успех ортодонтического лечения детей зависит от сотрудничества в триаде врач-пациент-родители». (Персин Л.С.)

Отношения между врачом и пациентом являются основой любой лечебной деятельности, но в отличие от других видов стоматологических услуг ортодонтия требует длительной и ежедневной работы пациента. Поэтому от регулярности и правильности выполнения рекомендаций врача зависит качество лечения и его исход, так как пациент должен самостоятельно пользоваться ортодонтической техникой, регулярно выполнять задания врача, следить за гигиеной полости рта.
Сотрудничество между врачом и пациентом начинается с момента первого прихода пациента в клинику. Чтобы ребенок не боялся, необходимо создать в клинике (кабинете) дружественную атмосферу. Для этого стиль оформления кабинета не должен вызывать у ребенка ощущения медицинского учреждения. Добиться этого помогает художественное оформление клиники: теплые тона красок, аппликации на стенах, игрушки. Первая задача врача – устранить чувство страха, возникающее у ребенка в стоматологическом кабинете. У пациента-ребенка уже при первом контакте положительные эмоции вызывает привлекательный внешний вид врача-ортодонта, доброжелательная улыбка. По данным Корсак Л.В., «психологическая подготовка, особенно подростков, должна предшествовать началу ортодонтического или комплексного лечения зубочелюстных аномалий (ЗЧА) и проводиться для уменьшения психических проявлений при имеющихся морфологических и функциональных нарушениях в зубочелюстно-лицевой области, для осознания пациентом необходимости лечения, преодоления трудностей, связанных с ним, и завершения лечения».
Автором было проведено исследование, чтобы выяснить, как участие родителей и мотивация ребенка влияют на ортодонтическое лечение. Были разработаны отдельные анкеты для детей и их родителей, где были предложены вопросы с вариантами ответов. В исследуемую группу входили дети 9–13 лет, у которых лечение проводилось на несъемной аппаратуре, срок проводимого лечения должен был быть от 4 до 10 месяцев. Анкетирование проводилось анонимно, без присутствия врача-ортодонта, в холлах стоматологических клиник, независимым лицом.
Первым вопросом было изучение причин, которые побудили ребенка/родителей обратиться за установкой брекет-системы. Мы выяснили, что причиной установки брекет-системы в 78% является желание детей иметь красивую улыбку и только в 12% это было желанием родителей. Таким образом, мы видим достаточно высокую мотивацию детей в начале лечения. Но так как ортодонтическое лечение является длительной процедурой, наличия мотивации только на начальном этапе недостаточно. Необходимо поддержание мотивации у ребенка на протяжении всего лечения. Учитывая особенности детской и подростковой психики, дети склоняются к сотрудничеству, если им нравится то, чем они занимаются. Для этого весь процесс ортодонтического лечения должен быть увлекающим и интересным. Врачу необходимо понимать, что, имея высокую мотивацию к ортодонтическому лечению, ребенок лучше выполняет все рекомендации и чувствует на себе ответственность за исход лечения.
Хочется отметить, что на вопрос: «Приятно ли приходить к доктору?» положительный ответ дали только 64% детей. Врачу-ортодонту необходимо работать, учитывая индивидуальные особенности своих пациентов. Для детей важно, когда их старания поощряют морально и психологически.
Согласно рекомендациям Л.С. Персина, ребенка следует вовлекать в процесс лечения, давая ему возможность самостоятельно выбрать цвет пластмассы ортодонтического аппарата, цвет резиновых колец, а также цвет и форму контейнера для ортодонтического аппарата. Другим вариантом постоянной стимуляции ребенка может быть получение подарка после каждого визита к ортодонту или участие в игре на получение очков и зарабатывание, таким образом, приза.
Современные методы лечения и использование новейших материалов позволяют посещать стоматолога-ортодонта 1 раз в 1–2 месяца. Следовательно, достаточно длительный срок вся ответственность за выполнение рекомендаций врача и соблюдение должной гигиены лежит на плечах родителей. Родитель является своего рода проводником врача в домашней среде. Поэтому совершенно необходимо, чтобы родители были полностью информированы, должным образом осведомлены о процессе ортодонтического лечения и контролировали выполнение рекомендаций врача.
По результатам анкетирования выяснилось, что 51% родителей всегда следит за выполнением ребенком рекомендаций врача, хотя эту информацию подтвердили только 27% детей. При этом 12% детей отметили, что их родители совсем не контролировали выполнение указаний врача. Из этого следует, что некоторые родители сообщали неточную информацию.
Для получения лучшего лечебного эффекта следует стремиться вовлекать родителей в проведение лечебного процесса. Для достижения хорошего результата, на прием вместе с ребенком должен ходить тот из родителей, который проводит с ребенком большее количество времени и может контролировать выполнение всех указаний врача. При психологической подготовке детей особое внимание нужно уделять разъяснению детям и их родителям важности сотрудничества с врачом, сущности этапов лечения, влияния вредных привычек (сосание пальцев, закусывание губ и др.) и нарушенных функций зубочелюстной системы на состояние организма.
С началом ортодонтического лечения у пациента – ребенка, подростка или взрослого – формируется новый образ жизни, где немаловажное значение имеет дисциплина, так как пациент должен со всей ответственностью подходить к выполнению всех указаний врача. Известно, что дети и подростки не обладают достаточной самодисциплиной в силу возрастных особенностей. При том, что, по словам родителей, они следят за выполнением рекомендаций ребенком, совершенно недопустимо, что 15% детей чистят зубы «когда они становятся грязными» (см. схему) и 24% используют щетки и ершики «когда вспоминают».

Чтобы процесс лечения привел к ожидаемому результату, необходимо соблюдать регулярность посещений. Однако в исследуемой группе из 33 человек 12 не отменяли визит к врачу (36%), а 21 отменяли (64%). Причины, по которым отменяли визит к врачу, указанные пациентами, были: 62% по болезни, 20% – невозможность уйти с работы, 18% – невозможность уйти из школы.
Врач-ортодонт всегда должен помнить, что еще Фрейд в своих трудах говорил о том, что отмены визитов и опоздания – это так называемые стратегии избегания. Вполне возможно, что дети, выражая протест и нежелание идти к врачу, симулируют болезнь. Возможно, врачу-ортодонту необходимо планировать свое расписание с учетом того, что в утреннее время у пациентов будут возникать сложности с визитами к врачу из-за невозможности пропускать учебу и работу.
Несмотря на высокое развитие лечения на несъемной аппаратуре, некоторые дети испытывают какой-либо дискомфорт и при ответе на вопрос: «Как часто ты испытываешь неудобства из-за брекет-системы?» 79% детей отвечают положительно, поэтому необходимо информировать ребенка о возможных сложностях и готовить родителей оппонировать на жалобы ребенка. В таких ситуациях возрастает роль таких документов, как договор и добровольное информированное согласие об условиях лечения, правильное оформление истории болезни и ознакомление пациента под роспись с правилами и особенностями лечения.
На ортодонтическом приеме врачу приходится встречаться со сложными в психологическом плане пациентами. В этих условиях особое значение приобретает гармоничность личности стоматолога-ортодонта, профилактика его «выгорания» на рабочем месте. Врач должен знать основы педагогики и детской психологии. Также возможно присутствие детского психолога в стоматологических клиниках для разрешения сложных ситуаций и для обучения врачей-ортодонтов.
Для наглядности врач-ортодонт должен проводить беседы с пациентами и их родителями о методах лечения, используя при этом наглядные пособия (брошюры, макеты), показывать и рассказывать об использовании дополнительных приспособлений и убеждать выполнять все рекомендации дома.
Психологическое сопровождение пациентов при получении ортодонтических услуг помогает врачам устанавливать доверительные контакты с пациентами, оказывать релаксирующее, убеждающее и внушающее действие, предупреждать и разрешать конфликты, а также достигать лучших результатов по качеству лечения.

 Специальные рубрики







 Зачем нужна регистрация?

Случайно попав на наш сайт и заинтересовавшись статьями, Вы наверняка столкнулись с тем, что доступ к некоторым из них ограничен для незарегистрированных пользователей. Это сделано не случайно. На страницах нашего интернет-издания мы попытались сделать подборку материалов, ориентированных на нужды и интересы профессионалов нашей области. Собрать вместе коллег из разных городов и предложить им место для общения, выражения собственного мнения, дискуссий и отдыха - такова задача нашего портала. Поэтому регистрация направлена не на ограничение доступа и не на сбор e-mail адресов для спаммерских рассылок, а наоборот - для формирования нашего профессионального "коммюнити", изучения мнений и информационных потребностей.


Ортодонт, ребенок и его родители - путь к успеху
Аннотация: Количество взрослых ортодонтических пациентов стремительно растет, но все же дети составляют весомую часть всех пациентов. «Успех ортодонтического лечения детей зависит от сотрудничества в триаде врач-пациент-родители». (Персин Л.С.)
Раздел: Ортодонтия
Ключевые слова:
Каталожный номер: 221
Рейтинг: 1246
Постоянный адрес страницы: http://www.//lnks/orthodont_221.shtml



На главную | О газете | Последние номера | Наши партнеры | Рекламодателям |
(с) 2005г, Стоматологический  Вестник