Т.В. Решетова, д.м.н., профессор СПб МАПО. .
Стоматолог, помоги себе сам!
"Когда нет желания, находятся причины;
когда есть желание, появляются возможности".
Б. Наполеон
Стоматолог любит пациентов. Он добрый, корректный, профессиональный. У него есть и категория, и хорошие руки. Но надо бы, чтобы и больной был добрым, корректным, хорошим, короче - "профессиональным пациентом". Чтобы прилично вел себя в кресле, чтобы не хотел, как подросток, "всё и сразу", чтобы врача не раздражал своей тревогой и жадностью, чтобы...
Ах, как много их, непрофессиональных пациентов! Написать бы для них памятку, методические указания на стенах офиса, как себя вести, тогда бы и не было у стоматолога синдрома профессионального выгорания от "нехороших" пациентов и никто бы не мешал ему спокойно и грамотно делать свое любимое дело - лечить людей.
Что это такое, профессиональное выгорание, и как с ним бороться? Как эффективно помогать пациенту, но самому не разрушиться при этом? Для того чтобы научиться этому, прежде всего надо перестать ругать больных или (хуже!) себя и захотеть разобраться.
Вспомним Наполеона: "Когда нет желания, находятся причины;
когда есть желание, появляются возможности".
Эмоциональное выгорание (частным случаем которого и является синдром профессионального выгорания) - особое поведение врача, когда он сталкивается с избытком эмоций, чаще всего, конечно, отрицательных, со стороны пациента (но и коллег, родных и вообще всего окружения). Сохраняются профессиональные навыки, интеллект, но психика "выключает" рубильник эмоций. Если ничего не предпринять, за этим следуют нервные срывы и психосоматические болезни. Начальные симптомы врач обычно не замечает. Все раздражает, но нет сил на активность, уменьшается сила воли, обостряются собственные акцентированные черты характера: кто легко раздражался раньше, теперь вспыхивает, как порох; неразговорчивый раньше теперь замыкается и молчит. Время идет и появляются следующие неблагоприятные признаки. Напрягает общение даже с близкими, вместо "роскоши человеческого общения" появляются симптомы "интоксикации людьми" (так за рубежом иногда называют синдром выгорания). Например, изображение ложного интереса: врачу уже давно понятна проблема пациента, но он сочувственно слушает больного, не прерывая контакта. А внутри у него уже все бурлит от негодования: "Ну, давай же быстрей, заканчивай, давай работать, все уже ясно!". А внешне - безмятежная доброжелательность. Или еще один из начальных знаков выгорания: врач после работы, где-нибудь в магазине, в транспорте, оглядывается и с ужасом думает, глядя на окружающие лица: "Где я вас всех уже видел?..". Дальше - хуже: появляются тревожность, а у врача она - профессиональное качество, поэтому усиливается очень легко. Мы обычно сердимся на то (тех), что нас тревожит: появляется агрессивность. Тревога и агрессия могут привести врача не только к срывам. В таком состоянии можно в гневе и... съесть слишком много. И заработать депрессию, бессонницу, и весь спектр катехоламинзависимых болезней. Сексуальные дисфункции тоже, кстати, обеспечены на всех стадиях синдрома профессионального выгорания. Обидно за врача, который мог бы помочь себе с помощью массы немедикаментозных методов быстрого успокоения, уменьшения агрессии, поднятия тонуса. У психологов есть целая коллекция таких экспресс-технологий быстрой и эффективной самопомощи, которой мы легко поделимся. По статистике по силе воздействия эти немедикаментозные методы обучения восполняют половину эффекта соответствующих психофармакологических лекарств, а это уже финансовая выгода. Игра стоит свеч! Группой риска считаются все профессии, работающие с людьми, а не с машинами или предметами.
Самый простой способ самопомощи - придя домой, переключиться на работу в режиме "человек-предмет", и желательно в одиночестве. Но если на врача обрушится любимая окружающая среда в виде школьных проблем детей или утешения больных родителей - будьте уверены: синдром выгорания продолжается, но уже на домашней территории.
Профессиональное выгорание - это плата за эмпатию, за то, что врач выложился на работе. Но, оказывается, можно сочувствовать грамотно и технологично. Этому помогают психологические штампы, фразы эмпатии: "Я понимаю, сколько вам пришлось пережить" или "Как же вам досталось". Это такие же профессиональные клише, как "считает себя больным..." и пр. Но перегружать ими беседу нельзя, т.к. сверхсочувствие - это всегда бесчувственность. Есть целые списки таких кратких технологий психологических вмешательств, для которых не надо никакой специализированной подготовки. Пара тренинговых обучающих семинаров для сотрудников стоматологического центра - и люди начинают оценивать как свое собственное состояние, так и состояние своего пациента. Не секрет, что есть "трудные" категории больных, это знают все стоматологи. И пациентам невредно бы знать, в каком состоянии не стоит идти к врачу, если время терпит. Порой самый воспитанный пациент вдруг ведет себя в кресле неприлично. Например, врач видит, что анестезии пациенту требуется явно больше, чем диктует реальная ситуация. Это может быть связано и с объективными причинами, прежде всего с изменившимся ощущением боли. И в литературе, и в Интернете масса работ на эту тему, но если говорить кратко, то три основных феномена серьезно влияют на болевое ощущение пациента. Это астения, тревожность и депрессия. Стоит ли говорить о том, что все эти явления - выражены, но не до такого уровня, чтобы отправить нашего пациента в клинику неврозов. Астения (после гриппа, развода, любых других причин) снижает порог восприятия боли. Тревожность делает его нестабильным, а депрессия придает боли различные мучительные оттенки и "растягивает удовольствие": болевые ощущения потом долго держатся у больного, а затем еще остается "чувство этого места". Поэтому во многих центрах уже на стенах висит наглядная агитация приходить в гости к стоматологу, но не после гриппа или смерти мамы, не во время предменструального синдрома, а если визита не избежать, то хотя бы предупредить об этом врача, т. к. проблема не только в поведении, а в анестезиологическом пособии в первую очередь. На семинарах, которые психолог может провести с персоналом стоматологического центра, очень просто вооружить врача самыми простыми способами распознавания этих состояний. Не надо никаких длинных психологических обследований! Скажем, тест на тревогу выглядит так: люди тревожные обычно говорят (ходят, двигаются, работают, едят) быстрее других. Засеките у себя субъективную минуту, посмотрите по часам, сколько секунд она будет длиться.
Гармоничная психика имеет право на ошибку в пределах 7 - 10 секунд. В тревоге время летит быстро. Владельцы мобильных телефонов по ощущению и объективной длительности собственных разговоров могут делать себе этот тест хоть ежедневно. Почему-то выгорают не все врачи. Это зависит не только от характера (например, людям замкнутым, неразговорчивым это грозит больше, чем любителям поговорить), но есть и внешние причины профессионального выгорания. Поэтому при постоянно эмоционально напряженной работе невредно себя спросить: "Она меня разрушает или восстанавливает?". И если разрушает, то подумать об уменьшении этих разрушений. На работе из доступных способов расслабляться могут быть: аквариумы, компьютерные игры без победителя, имеющиеся в каждой офисной программе: "пасьянсы", "золотые линии". Имеется и самопсихотерапия по дороге домой - медленный бег или размеренная ходьба, обратный просмотр дня. При конфликтах всегда целесообразен вопрос себе: "Что мне стоит дороже: неприятность или борьба с ней?". Очень важно для профилактики выгорания осознавать свой пакет мотивации. Поставьте оценки своей зарплате, престижности работы, перспективам роста, возможности обучения, интересности работы (встречи, люди, поездки и пр.), удобности (территориальной, режимной и пр.). Неудовлетворенность - это стимул для поисков другой работы или... создания своего личного пакета мотивации. Зарплата зарплатой, но сейчас деньгами профессионала уже не удивишь, поэтому на специальных семинарах можно разобраться с тем, что врач действительно ценит на работе (может быть, свободу и покой, например, или творчество?). Такие тренинги оценки мотивации коллектива особенно важны для руководителя, т. к. умный лидер уже давно отказался от принципа "Я лучше вас знаю, чего вы, мои сотрудники, хотите". Психолог в тренинге очень явно продемонстрирует начальнику, чем привлечь данного конкретного сотрудника.
Плохой психологический климат на работе, конфликты тоже способствуют профессиональному выгоранию. Современные социометрические технологии оценивают отношения на работе с помощью определенных коротких техник (это и есть практическая конфликтология). Процедура - краткосрочная, но эффективная. Она позволяет лидеру получить главную информацию: учить своих коллег грамотному поведению в конфликте. Лечить у кого-то синдром профессионального выгорания (когда человек тоже срывается на конфликтное поведение)? Выгонять ли некомпетентных врачей, разваливающих коллектив? Или поддерживать определенных членов команды, неформальных лидеров или творческих людей. За этим могут следовать консультирование отдельных лиц или лидера; неформальные корпоративные встречи, где психолог в рамках вечеринки прекрасно проведет и психодиагностику, и психологическую коррекцию; тренинги. При далеко зашедших конфликтах очень важен посредник: нейтральный, объединяющий обе точки зрения, не уронивший достоинства каждого. Психолог легко поможет обнаружить человека с такими способностями в коллективе.
Как это происходит на практике? Вот случай практического консультирования.
К нам обратился лидер стоматологического центра по поводу конфликтной ситуации в своем офисе. Коллектив разделился на две неравные части, появился скандальный "лидер оппозиции", конфликты стали мешать работать, сотрудники-профессионалы начали увольняться в более спокойные места. Консультирование заняло 2 дня. Сначала была беседа с лидером, где были предельно четко сформулированы цели. Не абстрактные "что делать?" и "кто виноват?", а совершенно конкретные по поводу отдельных сотрудников (их взаимоотношений, способностей и рационального использования), их мотивации (чем можно их задержать), судьбы лидера оппозиции. Далее с руководителем и 2 наименее вовлеченными в конфликт коллегами была проведена социометрия для выявления ролей и взаимоотношений в коллективе. Затем всему коллективу центра была прочитана лекция о профилактике профессионального выгорания, о формировании эффективных отношений с коллегами и больными. В конце лекции все сотрудники получили одинаковые карандаши и анкеты, которые заполнили одновременно и абсолютно анонимно. В заключение первого дня коллектив понял, что ожидания чего-то неприятного, небезопасного от психологического консультирования оказались неоправданными. Далее была проведена обработка полученных результатов социометрии, были выявлены ключевые фигуры, их психологические портреты и профессиограммы способностей. Весь второй день занял психологический тренинг, на котором присутствовали и руководитель, и все сотрудники. В тренинге была продолжена психодиагностика способностей и возможностей каждого, акцентированы качества ключевых фигур, проведено обучение персонала методам поведения в конфликте. В заключение лидер получил всю необходимую информацию. Главным в данной конкретной ситуации была молчаливая поддержка коллектива в увольнении воинствующего лидера оппозиции, дестабилизирующего работу всех и, оказывается, всем уже надоевшего. Был обнаружен другой неформальный лидер, которого руководитель сам не ожидал увидеть в пожилой компетентной сотруднице, которая пользовалась всеобщим уважением и любовью, но никогда не имела "бойцовских качеств". Были проделаны кадровые перестановки, т. к. оказалось, что, например, один из сотрудников любит и великолепно делает слепки, но менее компетентен в других видах помощи. Две сотрудницы из среднего персонала также обменялись местами, т. к. одна - очень общительная - стала незаменимой на приеме тревожных пациентов, которым она комментировала любые действия врача (релаксационная техника!), а другая, замкнутая, была переведена на работу с медицинской документацией. Лидер увидел индивидуальные пакеты мотивации сотрудников, понял? кто в коллективе будет его ассистентом в работе с общественным мнением, кто в роли посредника поможет лидеру улаживать конфликты, кого лучше сделать офис-менеджером, а кого оставить на роли генератора идей, т. к. все это тоже необходимо для эффективного менеджмента, а люди способны долго делать хорошо только то, что им действительно нравится. Отдельным аспектом происходящего была работа с лидером, анализ его сильных качеств и профессионального поведения.
Самый важный итог организационного консультирования и тренинга - сплочение команды.
В заключение отметим, что больше и больше врачей, руководителей стоматологических центров понимают, какую пользу может принести психологическое консультирование. Лидер уже не ругает сотрудников за конфликты и отсутствие желания работать. Он знает хорошую западную поговорку: "Если твой палец указывает на виновного, то остальные три пальца показывают на тебя".
К счастью, более прогрессивная часть наших современников уже понимают необходимость и финансовую выгоду того пироговского "фунта профилактики, который стоит пуда лечения", особенно если речь идет о психологических причинах. Мы уже не столь дремучие, как в прошлом веке, и понимаем разницу между психологом и психиатром, а иметь своего психотерапевта-консультанта у нас стало уже распространенным признаком достижения определенного статуса на социальной лестнице. Поэтому позаботьтесь о себе, пожалуйста, господа стоматологи! Это просто, доступно и престижно.
|