Проект: РЕЗОЛЮЦИЯ VIII Всероссийского Съезда стоматологов и XI съезда Стоматологической Ассоциации России
Заслушав и обсудив итоги работы стоматологов России в 2000-2005 гг. и Стоматологической Ассоциации России в 2004-2005 гг. съезды VIII Всероссийского Съезда стоматологов и XI съезда Стоматологической ассоциации России постановили:
1. Признать состояние стоматологии в России ___________________,
а работу СтАР ____________________ ___________________________.
2. Съезды стоматологов констатируют, что в последние годы стоматологическая помощь населению России претерпела определенные положительные изменения:
— наряду с государственным сектором стоматологии, активно развивался негосударственный сектор;
— осуществлялось техническое перевооружение стоматологических учреждений, соответствующее уровню мировых стандартов;
— внедрять современные технологии профилактики и лечения стоматологических заболеваний, новые экономические формы работы и оплаты труда;
— активизировалась работа по повышению квалификации специалистов стоматологического профиля;
— увеличилось количество съездов, конференций, выставок, профессиональных конкурсов, чемпионатов, возрос уровень и качество информатики, компьютеризации;
— получило одобрение Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Федерального Собрания РФ широкое внедрение фторирования молока в стране.
Однако, отмеченные изменения, к сожалению, произошли не в результате совершенствования государственной политики в области организации и управления стоматологической службы, а, в основном, за счет активной работы стоматологического сообщества.
3. Отсутствие государственной политики в отношении стоматологии приводит к негативным тенденциям в ее развитии, основными из которых Съезды считают:
— основное направление в охране здоровья нации — профилактика, утратила свои позиции по сравнению с советским периодом. Мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний не финансируются ни за счет бюджетных средств, ни за счет ОМС. Не внедряются из-за отсутствия средств федеральные и региональные целевые стоматологические профилактические программы. Не решен вопрос о месте, условиях работы в организованных детских коллективах основного специалиста профилактической стоматологии — гигиениста стоматологического, крайне медленно внедряется прогрессивная форма профилактики стоматологических заболеваний — фторирование молока, воды и др.;
— в ряде регионов со стороны руководства здравоохранением имеют место попытки отмены учета, отчетности и планирования работы по условным единицам труда (УЕТ), тем самым возврата к старой системе учета по посещаемости;
— допускается навязывание органами управления здравоохранением стоматологическим учреждениям оборудования и расходных материалов конкретных фирм, что является скрытой формой коррупции и не соответствует принципам свободной конкуренции;
— основная структурная форма сети как в целом в здравоохранении, так и в стоматологии, — «учреждение» — является малоэффективной, не создает условий развития организации, стимулирования руководителей и медицинских работников по повышению качества медицинской помощи;
— сокращение государственных стоматологических учреждений и работающих в них специалистов приводит к постепенному снижению доли государственного сектора в общем объеме стоматологической помощи населению. В то же время отсутствие возможности контроля за оказываемой помощью в активно развивающемся негосударственном секторе не позволяют оценить общий объем и качество стоматологических услуг;
— негосударственные стоматологические учреждения, открываемые немедицинскими организациями, коммерсантами, предприятиями, фирмами, в ряде случаев преследуют чисто коммерческие цели, что противоречит этическим и моральным нормам здравоохранения;
— система стоматологического образования, в первую очередь постдипломного, не обеспечивает уровень подготовки специалистов в соответствии с современными требованиями и нуждается в коренном реформировании, в том числе в соответствии с концепцией, разработанной МГМСУ.
4. Съезды считают, что дальнейшее развитие стоматологии в России невозможно без серьезного реформирования в целом здравоохранения страны, учитывающего возможности государства, потребности населения в медицинской помощи, рыночные условия хозяйствования. Подлежит пересмотру его структура, принципы управления финансирования, оснащения. Необходимо расширить права руководителей учреждений здравоохранения в решении управленческих, структурных, экономических, финансовых и кадровых вопросов, повысить роль врачей в достижении эффективности и качества медицинской помощи, обеспечив достойную оплату их труда, усилить роль профессиональных объединений (сообществ) в решении вопросов развития здравоохранения, защитить здравоохранение от бюрократии и коррупции.
5. Съезды считают необходимым:
5.1. Поручить руководству СтАР с учетом результатов обсуждения делегатами Съездов рассмотренных вопросов совместно с ведущими учеными-стоматологами НИИ и ВУЗов разработать и внести в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
5.1.1. Проект программы развития стоматологии России до 2020 г. с учетом развития народного хозяйства страны и здравоохранения.
5.1.2. Предложения:
— по изменениям и дополнениям в законодательство российской Федерации о частнопредпринимательской стоматологической деятельности, совершенствованию и повышению эффективности системы платных стоматологических услуг;
— по реформированию системы стоматологического образования в стране;
— по адаптации стоматологии к новым условиям хозяйствования в дошкольных и школьных организациях, обеспечивающих проведение профилактических мероприятий среди детского населения.
5.1.3. Получить право проведения в России в 2010-2012 гг. Конгресса FDI.
5.2. Рекомендовать главным стоматологам субъектов Российской Федерации совместно с местными отделениями СтАР активизировать работу по разработке, внесению и утверждению в установленном порядке проектов региональных программ профилактики стоматологических заболеваний.
|