М.А. Чибисова, д.м.н., профессор, заведующая кафедрой рентгенологии в стоматологии Санкт-Петербургского института стоматологии, ГК МЕДИ М.В. Шлыков, преподаватель кафедры психологии и медицинской деонтологии Санкт-Петербургского института стоматологии, ГК МЕДИ .
ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ различных форм собственности при организации рентгенологического обследования пациентов
Реформирование системы стоматологического обслуживания населения привело к появлению в нашей стране медицинских организаций различных форм собственности: государственных, муниципальных и частных. Одним из немаловажных аспектов работы любого медицинского учреждения является его техническая оснащенность, которая напрямую связана с его материальными возможностями.
Одной из наиболее затратных статей расходов стоматологического учреждения является организация рентгенодиагностической службы. На заре коммерционализации отечественной стоматологии материально-техническая база государственных, муниципальных и частных учреждений в этом плане была выше. Частные стоматологические кабинеты и клиники охотно сотрудничали с государственными поликлиниками при проведении рентгенологического обследования пациентов. Такая ситуация устраивала обе стороны: представители частной стоматологии расширяли свои диагностические возможности, а государственные стоматологические учреждения получали возможность продавать некоторые из своих услуг, а именно рентгенодиагностические.
Сегодня ситуация радикально изменилась. Частная стоматология прошла путь от кабинета на 1 - 2 кресла до стоматологических фирм, которые могут оказывать одновременно стоматологическую помощь не одному десятку пациентов. Расширились и материально-технические возможности частных стоматологических учреждений, в их арсенале появилось новейшее оборудование, в том числе и рентгенодиагностическое (ортопантомографы и радиовизиографы) (рис. 1). И на сегодняшний день, в этом плане, государственные и частные стоматологические учреждения оказались в условиях конкуренции.
Общеизвестно, что конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Например, к положительным эффектам следует отнести тот факт, что она стимулирует конкурирующие стороны к развитию. К отрицательным сторонам конкуренции следует отнести отказ стоматологических учреждений различных форм собственности от сотрудничества друг с другом, что, в конечном счете, снижает качество оказываемой пациентам стоматологической помощи. Примером может служить отказ от назначения пациентам ортопантомограммы частными врачами-стоматологами, которые не имеют необходимого оборудования для проведения этого исследования, несмотря на то, что для первичных пациентов эта рентгенодиагностическая процедура является обязательной при любом стоматологическом заболевании. Госбюджетные учреждения, в свою очередь, порой скептически относятся к новейшим технологиям рентгенодиагностики, считая их напрасной тратой материальных средств пациента.
В силу ряда причин, новейшие рентгенодиагностические комплексы и программное обеспечение к ним могут позволить себе, в большинстве случаев, лишь некоторые представители частного сектора стоматологии, а госбюджетные учреждения при дефиците финансирования довольствуются устаревшим рентгеновским оборудованием. А ведь именно новейшие технические средства рентгенодиагностики позволяют не только снизить сроки лечебно-диагностических мероприятий, но и минимизировать риски осложнений и улучшить прогноз течения патологического процесса. Примером может служить появление новейших стоматологических компьютерных томографов и компьютерных программ моделирования и планирования имплантации, которые позволяют своевременно установить верный диагноз и выбрать необходимые методы хирургического и ортопедического лечения. Применение данных инновационных технологий в стоматологии также позволяет более четко сформулировать окончательный диагноз и план лечения, при этом сократить время лечебно-диагностических мероприятий. Все это, в конечном счете, благоприятно сказывается не только на стоматологическом здоровье пациента, но и на его психоэмоциональном состоянии, так как в этом случае повышается вероятность того, что у пациента сформируется уверенность в успехе лечения. Напротив, отказ от совместного сотрудничества стоматологических учреждений различных форм собственности может приводить к увеличению сроков лечебно-диагностических процедур и решению пациента воздержаться от дальнейшего лечения не только в данном учреждении, но и в других стоматологических клиниках. В своей практике каждый врач-стоматолог встречал пациентов, которые, из-за отсутствия уверенности в успехе лечения, не приступали к нему или прерывали его.
Примером сотрудничества частных и государственных стоматологических учреждений может служить опыт использования трехмерного стоматологического компьютерного томографа в Группе компаний "МЕДИ" (Санкт-Петербург) (рис. 2).
Всего за три месяца с начала 2006 года у Рентгенодиагностического центра "МЕДИ", где установлен дентальный компьютерный томограф, сложились тесные контакты не только с представителями частной стоматологии (ряд которых являются потенциальными конкурентами "МЕДИ"), но и с госбюджетными стоматологическими учреждениями и институтами (рис. 3).
За три месяца было выполнено 450 рентгенологических исследований на дентальном компьютерном томографе, в том числе 30% обследований были произведены пациентам из других государственных и честных стоматологических организаций (рис. 4).
В заключение хочется напомнить, что каждый врач, если этого требуют интересы больного, обязан обращаться за советом к коллегам по работе, при этом сам никогда не отказывает им в совете и помощи. Такой стиль профессионального поведения предписывает врачебная клятва, которую принимает любой врач, заканчивая первую ступень своего профессионального образования. По нашему мнению, в качестве советчика и помощника может выступать и медицинское учреждение любой формы собственности, имеющее необходимое диагностическое оборудование.
|