В Москве работает 1400 негосударственных стоматологий, насчитали
аналитики из "Амико". Главным образом величивается число "кабинетов на
первом этаже" жилого дома, где работают врачи широкого профиля, они
занимают 60% рынка. Формат клиник занимает оставшиеся 40% рынка.
Причем порядка 1,8% клиник находится в Москве. Сегодняшнюю ситуацию в
российской стоматологии можно охарактеризовать так: рынок насыщен, но
страдает не столько от конкуренции, сколько от неквалифицированных
специалистов, желающих "сорвать" с клиентов как можно больше денег. А
крупным медицинским центрам, зарекомендовавшим себя на рынке,
приходится чуть ли не в постоянном режиме исправлять ошибки так
называемых коллег.
Кроме того, на фоне финансового кризиса
отдельные игроки пошли на демпинг цен стоматологических услуг. На этот
счет гость программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ, главный врач
медицинского центра "Агами" Борис Агами высказал мнение, что "в
стоматологии пока нет кризиса и не похоже, чтобы он был.
Я
пережил три кризиса в разных странах, и всегда была работа". По его
мнению, если говорить о медицине в целом, то кризис может в некоторой
степени сказаться на пластической хирургии, когда процедуры красоты
можно отодвинуть на пару месяцев. Тогда как кардиологические операции,
установка имплантата, и другое лечение не отменяются.
В крупных
стоматологических центрах врачи определяют последовательность лечения:
разрабатывают специальный план, который гарантирует человеку
уверенность в том, что он получит качественные услуги и ему не придется
мучиться от зубной боли. И еще в течение срока гарантии пациенту окажут
весь комплекс услуг в случае форс-мажорных обстоятельств.
Надо
сказать, что высокие цены на стоматологические услуги вынуждают многих
москвичей отправляться лечить зубы за Урал или в Белоруссию. Высокие
цены на стоматологические услуги в европейских столицах приводят даже к
"медицинскому туризму". Так, граждане Швеции предпочитают лечить зубы в
Эстонии и Польше, а британцы, швейцарцы и немцы - в Венгрии.
Но
дешевой стоматологии не бывает, как и хорошего автомобиля, уверен
Б.Агами. "К нам приходят люди, которые рассказывают, что в Минске им
обещали сделать имплантат за 300 долларов, а у нас он стоит более 1000
долларов (при всем уважении к минским коллегам). Потом выясняется, что
чудес не бывает, за все хорошее нужно хорошо заплатить. Это не одежда,
где вы заплатите за бред три цены", - рассказывает он.
При
огромном количестве стоматологических центров клиентам нужно обратить
внимание на несколько моментов, которые отражают качество
предоставляемых услуг, советуют специалисты. Прежде всего, нужно
выбирать не клинику, а врача, узнать мнения пациентов. По возможности
посмотреть информацию о конкретном специалисте клинике в Интернете. Еще
одно большое отличие крупных медицинских центров от маленьких
стоматологических кабинетов состоит в том, что в последних работают
специалисты широкого профиля. В то время как в огромном диапазоне
медицинских услуг только специалисты узкого профиля могут достичь
высокого профессионального уровня.
Что касается агрессивной
рекламы стоматологических клиник, то она является в определенной
степени индикатором работы. Рекламная кампания в течение длительного
времени свидетельствует о том, что клиника зарабатывает деньги и,
значит, туда приходят клиенты. К клиникам, которые дают рекламу редко,
нужно относиться осторожно.