ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ
Стоматологический Вестник
На Главную О газете Последние номера Рекламодателям
Профессиональное издание ведущих стоматологов

 Тематический рубрикатор

Стоматология
Обезболивание
Рентгенология
Профилактическая стоматология
Стоматология детского возраста
Терапевтическая стоматология
Парадонтология
Эндодонтия
Эстетические реставрации
Заболевания слизистой
Отбеливание
Хирургическая стоматология
Имплантология
Ортопедическая стоматология
Гнатология
Съемное протезирование
Несъемное протезирование
Компьютер в ортопедии
Ортодонтия
Челюстно-лицевая хирургия
Зуботехническая лаборатория
Зубоврачебные заметки
Другие разделы
Менеджмент
Страхование
Юридические вопросы
Психология
Общественные объединения
Интервью
Это интересно
Производители
Новости, события

TOP 10 статей


  Раздел:   Другие разделы »» Это интересно
 
Рубрика: Книжная полка
Номер: Номер 1
Интервью с М.Н.Мусиным
.

В 2005 году вышла в свет книга «Болонский процесс и стоматология России».

Одно из самых больших достижений Болонского процесса — академическая мобильность

В 2005 году вышла в свет книга «Болонский процесс и стоматология России».
«Стоматологический Вестникъ» решил задать вопросы автору книги к.м.н. М.Н. Мусину

– Михаил Надимович, расскажите в нескольких словах о Болонском процессе?

– В последние годы стоматологическое образование России проявляет живой интерес к проблемам, связанным с усилением роли паневропейского образовательного движения, получившего название «Болонский процесс». Интерес к этому движению связан прежде всего с тем, что его принципы приводят к модернизации образовательного процесса во многих областях, в том числе как в медицине, так и в стоматологии. Наш опыт работы в семинарах по данной проблеме в России и за рубежом говорит о том, что наши коллеги – преподаватели и врачи – недостаточно информированы по данной теме. Так же плохо информированы студенты – та общность, на которую собственно этот процесс и рассчитан. Мобильность студентов и академического, и административного персонала является фундаментом для установления общеевропейского пространства высшего образования.

Высшее стоматологическое образование является той сферой, которая в значительной степени влияет на то, как формируется общество, поэтому раздробленность, пестрота образовательных систем препятствуют единению Европы. Современная Единая Европа предполагает свободное передвижение труда (рабочей силы), сырья, товаров и капитала, отсюда необходимость в сравнимости квалификаций в области высшего образования, без чего свободное передвижение высококвалифицированных кадров, к которым относятся представители всех стоматологических специальностей, невозможно.

Одно из самых больших достижений Болонского процесса как новой технологии в образовании «Академическая мобильность» – это возможность для студентов, а также преподавателей, административно-управленческого персонала вузов «перемещаться» из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые почему-либо недоступны в «своем» вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы. Согласно рекомендациям Болонской декларации, каждому студенту желательно проводить за все годы обучения 1 семестр в каком-либо другом вузе, предпочтительно зарубежном.

Если дать более конкретное определение, то «Болонским» принято называть процесс создания единого образовательного пространства структур высшего звена стран Европы. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и в конечном счете гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Провозвестниками Болонской декларации обычно – и по праву – считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбоннскую декларацию (Париж, 1998). Предполагается, что основные цели Болонского процесса должны быть достигнуты к 2010 г. В настоящее время Болонский процесс объединяет 40 стран Европы: Великобритания, Германия, Италия, Франция, Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Кипр,
Лихтенштейн, Турция, Хорватия, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония, Россия, Сербия и Черногория.

– Какова суть учебного процесса?

– Это очень объемная тема для обсуждения. В основе системы зачета знаний, полученных в одном из образовательных учреждений, есть Европейская система зачетного перевода – ECTS (European Credit Transfer System).

ECTS первоначально была разработана в 1989/90 учебном году в форме пилотного 5-летнего проекта, в котором участвовали 145 европейских вузов по следующим академическим направлениям: бизнес-администрирование, химия, история, инженерная механика и медицина. Для того чтобы помочь студентам обучаться за рубежом, Европейская комиссия в 1997 г. разработала систему кредитов ECTS, которая должна была обеспечить способ измерения и сравнения результатов обучения при переходе из одного вуза в другой. Она должна была помочь сотрудничеству вузов в облегчении доступа к зарубежным учебным планам и обеспечении академического признания. Эта система могла быть также использована в рамках одного вуза или между вузами одной страны.

Практика ECTS была рекомендована к широкому использованию высшими учебными заведениями Конференцией Совета Европы «Forum Conference of the Higher Education and Research Committee» (Malta, 1994), Конвенцией Совета Европы (ЮНЕСКО по признанию квалификаций, касающихся высшего образования в Европейском регионе) и была поддержана рядом крупных международных профессиональных неправительственных организаций, как, например, Европейская Ассоциация международного образования (European Association of International Education), в которую входят представители более 50 государств. В дальнейшем содержатся рекомендации по применению системы в Лиссабонской конвенции, а также в других документах, имеющихся в приложении к настоящему изданию.

В системе ECTS 60 кредитов соответствуют одному году обучения (в терминах трудоемкости); 30 кредитов – полгоду обучения (семестр), 20 кредитов соответствуют триместру обучения.

– Какая взаимосвязь Болонского процесса и обучения в стоматологии?

– В стоматологии России для реализации принципов Болонского процесса существует ряд законодательных предпосылок. Так, Согласно Закону о высшем профессиональном и послевузовском образовании, в Российской Федерации предусмотрено высшее образование по так называемым направлениям подготовки, под которыми имеется в виду именно двухступенчатое образование (формально – трехступенчатое, поскольку в Законе предусмотрено также неполное высшее образование с выдачей соответствующего диплома, но эта ступень практически не востребована). Первая ступень – бакалавриат (нормативный срок обучения 4 года), вторая – магистратура (срок обучения 2 года). При введении этой системы предполагалось, что она будет готовить кадры для сфер науки и высшей школы. Наряду с этим существует (и количественно абсолютно преобладает) традиционное для России образование по так называемым специальностям (нормативный срок обучения 5 лет с получением квалификации «дипломированный специалист»); эта система «непонятна» для большинства стран Европы. Пре
дпосылкой, способствующей вхождению России в Болонский процесс, можно считать традиционно европейский и, шире, интернациональный дух, типичный как для российского образования, так и для стоматологического высшего образования, а также верность принципу неразрывности образования и науки, которые были декларированы еще Гумбольдтом. Каждая система образования, двухуровневая и трехуровневая, имеет свои недостатки и преимущества.

В настоящее время знания устаревают очень быстро.

– И каковы новые возможности в стоматологическом образовании России? 

– 2–3 декабря 2002 года на базе Санкт-Петербургского государственного университета в соответствии с приказом Минобразования от 14.10.2001 №3582 состоялся международный семинар «Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: Проблемы и перспективы». Документы этого семинара, как и многое другое, содержит данная книга.

– Кто и как управляет данным процессом?

– Высшим органом, принимающим решения по всем вопросам структуры и развития Болонского процесса, выступает совещание министров образования стран-участниц, которое собирается один раз в два года. Между совещаниями министров руководящим органом Болонского процесса является постоянно действующая Болонская рабочая группа (Bologna Follow-up Group), имеющая постоянную штаб-квартиру в Берлине.

– Каковы перспективы развития?

– В настоящее время в России даже внутри страны мобильность достаточно ограничена, одной из причин является экономическая гетерогенность регионов. Тем более не приходится говорить пока о массовых командировках студентов в европейские и иные зарубежные вузы. Но задача эта – на перспективу – не должна выпадать из поля зрения вузов и органов управления образованием. В Западной Европе мобильность студентов также еще очень далека от желаемой – она охватывает около 5–10% от общего числа студентов.

Некоторые страны дальше продвинулись по этому пути; так, в Финляндии программы академической мобильности охватывают уже 30%, а в стоматологии до 60%. Поэтому перед Россией очень большая перспектива даже в этом..


 Специальные рубрики






 Рекомендуемые материалы

 Зачем нужна регистрация?

Случайно попав на наш сайт и заинтересовавшись статьями, Вы наверняка столкнулись с тем, что доступ к некоторым из них ограничен для незарегистрированных пользователей. Это сделано не случайно. На страницах нашего интернет-издания мы попытались сделать подборку материалов, ориентированных на нужды и интересы профессионалов нашей области. Собрать вместе коллег из разных городов и предложить им место для общения, выражения собственного мнения, дискуссий и отдыха - такова задача нашего портала. Поэтому регистрация направлена не на ограничение доступа и не на сбор e-mail адресов для спаммерских рассылок, а наоборот - для формирования нашего профессионального "коммюнити", изучения мнений и информационных потребностей.


В 2005 году вышла в свет книга «Болонский процесс и стоматология России».
Аннотация: В последние годы стоматологическое образование России проявляет живой интерес к проблемам, связанным с усилением роли паневропейского образовательного движения, получившего название «Болонский процесс». Интерес к этому движению связан прежде всего с тем, что его принципы приводят к модернизации образовательного процесса во многих областях, в том числе как в медицине, так и в стоматологии.
Раздел: Другие разделы »» Это интересно
Ключевые слова: болнский процесс, стоматология
Каталожный номер: 74
Рейтинг: 2347
Постоянный адрес страницы: http://www.//lnks/art_74.shtml



На главную | О газете | Последние номера | Наши партнеры | Рекламодателям |
(с) 2005г, Стоматологический  Вестник