Интервью с М.Н.Мусиным .
В 2005 году вышла в свет книга «Болонский процесс и стоматология России».
Одно из самых больших достижений Болонского процесса — академическая мобильность
В 2005 году вышла в свет книга «Болонский процесс и стоматология России».
«Стоматологический Вестникъ» решил задать вопросы автору книги к.м.н. М.Н. Мусину
– Михаил Надимович, расскажите в нескольких словах о Болонском процессе?
– В последние годы стоматологическое образование России проявляет живой интерес к проблемам, связанным с усилением роли паневропейского образовательного движения, получившего название «Болонский процесс». Интерес к этому движению связан прежде всего с тем, что его принципы приводят к модернизации образовательного процесса во многих областях, в том числе как в медицине, так и в стоматологии. Наш опыт работы в семинарах по данной проблеме в России и за рубежом говорит о том, что наши коллеги – преподаватели и врачи – недостаточно информированы по данной теме. Так же плохо информированы студенты – та общность, на которую собственно этот процесс и рассчитан. Мобильность студентов и академического, и административного персонала является фундаментом для установления общеевропейского пространства высшего образования.
Высшее стоматологическое образование является той сферой, которая в значительной степени влияет на то, как формируется общество, поэтому раздробленность, пестрота образовательных систем препятствуют единению Европы. Современная Единая Европа предполагает свободное передвижение труда (рабочей силы), сырья, товаров и капитала, отсюда необходимость в сравнимости квалификаций в области высшего образования, без чего свободное передвижение высококвалифицированных кадров, к которым относятся представители всех стоматологических специальностей, невозможно.
Одно из самых больших достижений Болонского процесса как новой технологии в образовании «Академическая мобильность» – это возможность для студентов, а также преподавателей, административно-управленческого персонала вузов «перемещаться» из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые почему-либо недоступны в «своем» вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы. Согласно рекомендациям Болонской декларации, каждому студенту желательно проводить за все годы обучения 1 семестр в каком-либо другом вузе, предпочтительно зарубежном.
Если дать более конкретное определение, то «Болонским» принято называть процесс создания единого образовательного пространства структур высшего звена стран Европы. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и в конечном счете гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Провозвестниками Болонской декларации обычно – и по праву – считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбоннскую декларацию (Париж, 1998). Предполагается, что основные цели Болонского процесса должны быть достигнуты к 2010 г. В настоящее время Болонский процесс объединяет 40 стран Европы: Великобритания, Германия, Италия, Франция, Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Кипр,
Лихтенштейн, Турция, Хорватия, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония, Россия, Сербия и Черногория.
– Какова суть учебного процесса?
– Это очень объемная тема для обсуждения. В основе системы зачета знаний, полученных в одном из образовательных учреждений, есть Европейская система зачетного перевода – ECTS (European Credit Transfer System).
ECTS первоначально была разработана в 1989/90 учебном году в форме пилотного 5-летнего проекта, в котором участвовали 145 европейских вузов по следующим академическим направлениям: бизнес-администрирование, химия, история, инженерная механика и медицина. Для того чтобы помочь студентам обучаться за рубежом, Европейская комиссия в 1997 г. разработала систему кредитов ECTS, которая должна была обеспечить способ измерения и сравнения результатов обучения при переходе из одного вуза в другой. Она должна была помочь сотрудничеству вузов в облегчении доступа к зарубежным учебным планам и обеспечении академического признания. Эта система могла быть также использована в рамках одного вуза или между вузами одной страны.
Практика ECTS была рекомендована к широкому использованию высшими учебными заведениями Конференцией Совета Европы «Forum Conference of the Higher Education and Research Committee» (Malta, 1994), Конвенцией Совета Европы (ЮНЕСКО по признанию квалификаций, касающихся высшего образования в Европейском регионе) и была поддержана рядом крупных международных профессиональных неправительственных организаций, как, например, Европейская Ассоциация международного образования (European Association of International Education), в которую входят представители более 50 государств. В дальнейшем содержатся рекомендации по применению системы в Лиссабонской конвенции, а также в других документах, имеющихся в приложении к настоящему изданию.
В системе ECTS 60 кредитов соответствуют одному году обучения (в терминах трудоемкости); 30 кредитов – полгоду обучения (семестр), 20 кредитов соответствуют триместру обучения.
– Какая взаимосвязь Болонского процесса и обучения в стоматологии?
– В стоматологии России для реализации принципов Болонского процесса существует ряд законодательных предпосылок. Так, Согласно Закону о высшем профессиональном и послевузовском образовании, в Российской Федерации предусмотрено высшее образование по так называемым направлениям подготовки, под которыми имеется в виду именно двухступенчатое образование (формально – трехступенчатое, поскольку в Законе предусмотрено также неполное высшее образование с выдачей соответствующего диплома, но эта ступень практически не востребована). Первая ступень – бакалавриат (нормативный срок обучения 4 года), вторая – магистратура (срок обучения 2 года). При введении этой системы предполагалось, что она будет готовить кадры для сфер науки и высшей школы. Наряду с этим существует (и количественно абсолютно преобладает) традиционное для России образование по так называемым специальностям (нормативный срок обучения 5 лет с получением квалификации «дипломированный специалист»); эта система «непонятна» для большинства стран Европы. Пре
дпосылкой, способствующей вхождению России в Болонский процесс, можно считать традиционно европейский и, шире, интернациональный дух, типичный как для российского образования, так и для стоматологического высшего образования, а также верность принципу неразрывности образования и науки, которые были декларированы еще Гумбольдтом. Каждая система образования, двухуровневая и трехуровневая, имеет свои недостатки и преимущества.
В настоящее время знания устаревают очень быстро.
– И каковы новые возможности в стоматологическом образовании России?
– 2–3 декабря 2002 года на базе Санкт-Петербургского государственного университета в соответствии с приказом Минобразования от 14.10.2001 №3582 состоялся международный семинар «Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: Проблемы и перспективы». Документы этого семинара, как и многое другое, содержит данная книга.
– Кто и как управляет данным процессом?
– Высшим органом, принимающим решения по всем вопросам структуры и развития Болонского процесса, выступает совещание министров образования стран-участниц, которое собирается один раз в два года. Между совещаниями министров руководящим органом Болонского процесса является постоянно действующая Болонская рабочая группа (Bologna Follow-up Group), имеющая постоянную штаб-квартиру в Берлине.
– Каковы перспективы развития?
– В настоящее время в России даже внутри страны мобильность достаточно ограничена, одной из причин является экономическая гетерогенность регионов. Тем более не приходится говорить пока о массовых командировках студентов в европейские и иные зарубежные вузы. Но задача эта – на перспективу – не должна выпадать из поля зрения вузов и органов управления образованием. В Западной Европе мобильность студентов также еще очень далека от желаемой – она охватывает около 5–10% от общего числа студентов.
Некоторые страны дальше продвинулись по этому пути; так, в Финляндии программы академической мобильности охватывают уже 30%, а в стоматологии до 60%. Поэтому перед Россией очень большая перспектива даже в этом..
|