к.м.н. С. А. Ануфриев Исполнительный директор «Ассоциации клиник Санкт-Петербурга», Руководитель интернет портала «Частная медицина для профессионалов» (www.anoufriev.ru) .
Частные клиники – локомотив развития ДМС
Во всем мире отношения страховых компаний и лечебных учреждений полны драматизма и конкуренции. Россия не стала исключением. Тем более, что становление системы ДМС в России совпало с реформами здравоохранения, развалом большинства государственных и ведомственных больниц, а появление реальных альтернативных поставщиков услуг — частных клиник наступило только в последние 3 года. Среди причин, которые затрудняют работу страховой компании с ЛПУ главным является то, что руководство большинства из них не понимает, что на смену традиционной командно-административной модели управления здравоохранением пришла альтернативная ей система договорных отношений. Чаще всего мнение, что страховая компания – «паразит», посредник, «вмешивается в лечебный процесс» высказывают главные врачи и менеджеры клиник, которые боятся внешних проверок качества лечения в их лечебных учреждениях. Старые управленческие стереотипы, отсутствие навыков ведения переговоров, системы контроля качества — все это делает ряд хорошо оснащенных клиник города аутсайдерами в работе по ДМС. Частные клиники, поставленные в условия не столько конкуренции между собой, сколько с «государственниками» и теневой оплатой медицинских услуг жизненно заинтересованы в работе по ДМС. Почему? Прежде всего страховые компании обеспечивают дополнительный поток пациентов, помогают выявить и устранить слабые «звенья» в организации, сервисе, деонтологии – повышая конкурентноспособность,
контролируют объем и качество медицинских услуг, помогая добиваться соблюдения стандартов качества, формулируют потребности клиентов, помогают нам найти новые, обучают персонал клиник маркетинговому подходу, продвигают услуги клиники через своих агентов.
Стратегическим просчетом можно назвать действия клиник, которые ориентируются только на привлечение пациентов за наличный расчет. Все больше людей относящихся к среднему классу и «премиум» покупают полис ДМС (в среднем рост рынка ДМС на 30-55% ежегодно, по разным оценкам). «Лучше лечиться за деньги страховых компаний, чем за свои», – девиз многих бизнесменов. Действительно за год, в среднем 1 пациент с полисом ДМС оставляет в частной клинике на 20% больше денег, чем пациент, который лечится за наличный расчет.
Для развития взаимовыгодного партнерства важно понимать, что сейчас у частных клиник и страховых компаний есть общие трудности, — слабая мотивация людей на покупку полиса ДМС, увеличивающаяся стоимость медицинских услуг, давление страхователей в сторону снижения стоимости полиса ДМС, демпинг мелких страховщиков. Партнерство — антипод конфликту, а имен-
но — достижение единства усилий всех сторон для реализации общих целей и задач. В нашем случае это — оказание качественных
медицинских услуг для пациента, совершенный сервис, финансовый результат, увеличение количества застрахованных (читай — обслуживаемых) пациентов.
Автор статьи одним из первых в Санкт-Петербурге приступил в ряде частных клиник города к внедрению системы партнерства со страховыми компаниями. Ставилась задача, чтобы страховая компания могла бы работать с нами так же эффективно и комфортно, как со своим медицинским центром плюс добавить собственные конкурентные преимущества. Для этого в клиниках были внедрены основные мероприятия, включающие:
• Внедрение системы сдерживания расходов по ДМС. Это не означает, что сокращают объем услуг по страховке. Усилия направлены на оптимизацию обследования и лечения и использование современных технологий и материалов.
• Внедрение принципа «подушевого» финансирования (или как его называют страховщики «прикрепление»), который позволяет страховой компании разделять финансовые риски с лечебным учреждением.
• Согласование стандартов обследования и лечения, позволяющее поддерживать высокий уровень качества медицинских услуг и сервиса.
• Прикрепление к семейному врачу, который наблюдает человека на протяжении длительного времени, определяет план профилактических мероприятий, дает рекомендации по имеющимся хроническим заболеваниям, что позволяет избежать назначения дорогостоящих и излишних диагностических исследований.
• Содействие СК в проведении актуарных расчетов, проведение предварительного обследования пациента и определение стоимости его полиса (исчислением страховых тарифов).
• Взятие на себя функции страхового брокера и оказание помощи пациенту в выборе программы страхования.
• Содействие агентам страховых компаний и их клиентам в презентации услуг клиники, совместных маркетинговых и рекламных акциях.
С 2005 года в ведущих СМИ города («Эксперт С-З», «Коммерсант») появилась совместная реклама частных клиник и таких
компании как РОСНО, РЕСО, Ренессанс-Страхование, Капитал-Полис, направленная на продвижение рынка частной медицины и
ДМС.
По результатам работы за 5 годы можно с уверенностью сказать, что данные мероприятия принесли свои положительные результаты, тем клиникам, где они внедрялись — выстроена четкая система взаимодействия со страховыми компаниями, увеличивается количество пациентов и доход по ДМС. Частные клиники последовательно реализуют политику максимального благоприятствования (в части цены на услуги, маркетинговой, рекламной компаний), тем страховым компаниям, которые обеспечивают высокую загрузку клиники.
В апреле 2007 года частные стоматологические клиники стали входить в систему обязательного медицинского страхования, а с июня 2007 года в нее были включены и многопрофильные частные клиники (ООО «Медицинское объединение ОНА», ЗАО «Кардиоклиника», ООО «Центр МРТ ОНА»). Это привело к тому, что тариф ДМС стал меньше на размер тарифа ОМС при оплате
лечения пациентов в частных клиниках, а это скидка достигает порядка 20-30% по разным услугам.
Одновременно, в рамках «Ассоциации клиник Санкт-Петербурга» решается вопрос о прекращении работы с теми страховщиками, которые хронически не выполняют договорных обязательств и задерживают оплату счетов за пролеченных пациентов, не имеют
квалифицированных экспертов и специалистов по ДМС. Медицинские клиники готовы работать только с серьезными партнерами,
которые могут успешно развивать рынок частной медицины, делая его более цивилизованным и развитым и объясняя пациентам преимущества ДМС.
|
|
|
Специальные рубрики
Зачем нужна регистрация?
Случайно попав на наш сайт и заинтересовавшись статьями, Вы наверняка столкнулись с тем, что доступ к некоторым из них ограничен для незарегистрированных пользователей.
Это сделано не случайно. На страницах нашего интернет-издания мы попытались сделать подборку материалов, ориентированных на нужды и интересы профессионалов нашей области. Собрать вместе коллег из разных городов и предложить им место для общения, выражения собственного мнения,
дискуссий и отдыха - такова задача нашего портала. Поэтому регистрация направлена не на ограничение доступа и не на сбор e-mail адресов для спаммерских рассылок, а наоборот - для формирования нашего профессионального "коммюнити", изучения мнений и информационных потребностей. |