Главный редактор Стоматологического вестника С.А. Ануфриев к.м.н. .
Рейтинг стоматологических клиник Санкт-Петербурга. Часть 1: версия страховых компаний.
Несмотря на рост конкуренции, количество стоматологических клиник продолжает увеличиваться. Все труднее как пациентам, так и профессионалам оценивать качество и сервис существующих и новых клиник. И если в других сферах бизнеса уже давно стали регулярно появляться рейтинги (страховых компаний, аудиторских фирм, IT фирм и др.), то рейтинг стоматологических клиник впервые представлен перед вами.
И этому есть много причин. Во-первых, это сложность подбора объективных критериев, по которым можно выделить клиники. Большая часть медико-экономической информации (количество обслуживаемых пациентов, выручка за месяц и др.) находится в "тени", и взять ее за основу анализа невозможно. Во-вторых, оценить качество медицинских услуг можно только взяв амбулаторную карту и проведя детальную экспертизу - что также сложно сделать в реальной практике. До 2000 года в городе существовала система лицензирования и аккредитации, которая подразумевала присвоение категории каждому медицинскому учреждению и предприятию. Это, безусловно, могло стать основой рейтинга, но сейчас и эта информация отсутствует. Поэтому в рамках проекта "Рейтинг стоматологических клиник Санкт-Петербурга" на сайтах www., предпринята попытка создать рейтинг на основе только универсального показателя - мнения различных респондентов о качестве и сервисе той или иной клиники. Любая клиника взаимодействует с тремя различными группами респондентов - пациентами, коллегами по стоматологическому цеху (ассоциации, поставщики расходных материалов, кафедры стоматологии и пр.), а также со страховыми компаниями, при обслуживании клиентов по полисам ДМС.
Каждая группа респондентов выражает свой, особый взгляд на стоматологическую клинику. Пациенты в основном судят о качестве обслуживания по сервису и отношению врача. Качество выполненных работ обычно оценивается по принципу "сделали хорошо и не болит" или при визите к другому стоматологу. Коллеги по цеху чаще всего знают друг о друге больше всего, их оценка подчас самая строгая. Беда только в том, что иногда они, в нарушение правил деонтологии, говорят пациенту много субъективного. Фирмы-поставщики оборудования и материалов могут судить и об уровне подготовки врачей и качестве выполняемых работ по тому, какой расходный материал закупает клиника.
Страховщики, которые направляют пациентов лечиться в различные клиники по полису ДМС, как никто другой заинтересованы, чтобы "добытые" с таким трудом клиенты получали услуги хорошего качества и на должном уровне сервиса. Кроме того, страховые компании получают право проводить экспертизу пролеченных пациентов и ретроспективно оценить качество лечения, что делает их мнение более объективным.
Метод проведения опроса представителей страховых компаний
Проект "Рейтинг стоматологических клиник Санкт-Петербурга" включает опрос всех трех групп респондентов. Каждому представителю своей группы задается 2 вопроса:
1. Перечислите в порядке убывания клиники, которые, по вашему мнению, оказывают самую качественную стоматологическую помощь (не более 10 клиник).
2. Перечислите в порядке убывания клиники, которые, по вашему мнению, оказывают самое лучшее сервисное обслуживание (не более 10 клиник).
Первым этапом анализа полученного опроса стало отсечение тех клиник, которые не вошли в десятку у более чем 50% страховщиков. Таким образом, были удалены из рейтинга клиники, которые сотрудничают лишь с небольшим количеством страховых компаний, и/или объемы обслуживания пациентов по полисам ДМС не позволяют считать их активными участниками рынка страховой медицины. У оставшихся клиник были подсчитаны баллы (в зависимости от места, занятого в списке, от 1 балла за первое место до 10 баллов за последнее). Если клиника не вошла в десятку у кого-либо из респондентов, то ей присваивалось 11 баллов. Клиника, набравшая меньшее количество баллов, занимает первое место в рейтинге, являясь лучшей в своей категории.
Что показал опрос страховщиков?
Руководители отделов ДМС страховых компаний с большим энтузиазмом откликнулись на предложение провести ранжирование клиник города. По словам генерального директора СК "Капитал-полис Согласие" А.Н. Кузнецова, "клиентам при покупке страховки важно иметь любую информацию, позволяющую выбирать обслуживание в лучших клиниках города".
Очевидно, что страховщики указали только те клиники, с которыми активно работают по ДМС. Поэтому сам факт попадания в десятку клиник хотя бы у одного из опрашиваемых страховщиков уже является достижением. Это свидетельствует, что клиника стремится работать на высоком уровне и уверена в качестве оказываемых услуг.
Лучшее качество
Всего было указано 29 стоматологических клиник города (см. приложение 1), однако только 4 из них включили в десятку клиник 50% и более респондентов. После подсчета баллов рейтинг стоматологических клиник по версии страховщиков выглядит следующим образом:
1. ЗАО "Меди"
2. ООО "Райден"
3. ООО "Лайф"
4. ООО "Астра"
Лучший сервис
Всего было указано 25 стоматологических клиник города (см. приложение 1), однако только 2 из них включили в десятку клиник 50% и более респондентов. После подсчета баллов рейтинг стоматологических клиник по версии страховщиков выглядит следующим образом:
1. ЗАО "Меди"
2. ООО "Астра"
Еще раз хочется отметить, что данный рейтинг не свидетельствует о том, что все остальные клиники оказывают не качественную помощь и на плохом уровне сервиса. Во многих случаях это просто отсутствие работы со страховыми пациентами или обслуживание небольшого контингента ДМС пациентов.
Полученный рейтинг не стал неожиданностью. В список лучших клиник по версии страховщиков, как мы видим, включены клиники, созданные в начале и середине девяностых годов (за исключением ООО "Лайф") и потому известные в городе. Наверно, неслучайно, что эти клиники первыми поняли необходимость работы со страховыми компаниями и успешно с ними работают на протяжении длительного времени. Что общего у этих клиник? Эти клиники стремятся не только поддерживать высокое качество стоматологических услуг, но и внедрять современную систему управления клиникой, привлекают к работе специалистов по медицинскому менеджменту, занимаются активно маркетингом и рекламой, проводят обучение персонала.
Проект "Рейтинг стоматологических клиник Санкт-Петербурга" продолжается, и мы будем знакомить наших читателей с результатами опросов в следующих номерах газеты.
Автор выражает благодарность сотрудникам страховых компаний за подготовку рейтинга: О.И. Поповой, С.И. Воробьевой, И.Н. Недобенко (СЗ РЦ "Ресо-гарантия"); И.Г. Майровой, А.С. Николаеву (СПб филиал "РОСНО"); М.А. Качан, С.С. Усеиновой (СПб филиал "Альфастрахование"); Н.В. Дегтяревой (СПб филиал "Ренессанс-страхование"); В.В. Тихоненко (СК "Капитал-Полис"); Е.Д. Смирновой (СК "Уралсиб"); М.В. Иванову (СК "Прогресс-Нева"); Т.Е. Романюк (ООО "ЕМС"); В.С. Фотиеву (ОАО СК "Русский мир").
Приложение № 1
Клиники Санкт-Петербурга,
вошедшие в рейтинг страховщиков
American Medical Clinic
Астра
Аура
Вероника
Валаам
Восстания, 11
Государственная стоматологическая
поликлиника № 1
Декадент
Дентал-палас
Дента-мед
Джулио
Евромед
Инвита
Иреко-дентал
Клиника доброго стоматолога
Лайф
Мастер-дент
Меди
Меко
Одонт
Пандент
Райден
Стомус
Стома
Тари
ФОРУМ ИНТЕРНЭШНЛ ТЕХНОЛОДЖИ
Феникс
Эдем
Эстетик-дент
|