Сегодня в мире используются
различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности
в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми
ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми
международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося
обновления международных стандартов в области управления качеством ISO
9000:
- Ориентация
на потребителя.
Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом
обеспечиваемая организационно, методически и технически, жизненно
необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему
в условиях конкурентного рынка.
- Роль руководства.
В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые
для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.
- Вовлечение
работников. Это одно из ключевых положение TQM,
в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность
по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла
внутренняя потребность в улучшениях.
- Процессный
подход. И органично связанный с ним пятый принцип:
- Системный
подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство
товаров, услуг и управление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных
процессов, а каждый процесс - как система, имеющая вход и выход, своих
поставщиков и потребителей.
Реализация этих принципов изменяет сложившиеся подходы к управлению,
основу которого составляет иерархическая организационная структура.
Практика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что
единые процессы обслуживаются организационно обособленными подразделениями,
можно и нужно устранять путем использования группового подхода.
- Постоянное
улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась
на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской
и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшения
недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью
системы упарвления.
- Принятие решений,
основанных на фактах. Реализация принципа призвана исключить необоснованные
решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать
фактические данные и принимать решения на их основ. Наиболее распостраненными
сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.
- Взаимовыгодные
отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших
случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению как к внешним,
так и внутренним поставщикам.
А теперь
мы приведем перечень главных ссылок из области контроля качества:
Новая
политика стопроцентного качества
Всеобщее
управление качеством (TQM)
Введение
Шесть Сигма
Теоретические
аспекты Шесть Сигма
Индексы
пригодности процесса
Функция
потерь Тагучи
Международные
стандарты качества:
Стандарты
ISO 9000
Стандарты
ISO 9000 версия 2000 года
Стандарт
QS 9000
Стандарт
AS 9000
Стандарты
CMM
Статистические
методы контроля качества:
Карты
контроля качества
Анализ
процессов
Планирование
эксперимента
Анализ
анкет. Часть 1.
Анализ
анкет. Часть 2.
Анализ
анкет в управлении качеством
Качество
и надежность
|